Дислалия у детей: что это такое, методы коррекции

Коррекция дислалии

Если с помощью диагностики все же была выявлена дислалия, то ее обязательно нудно корректировать.

Сама коррекция построена в три этапа:

  1. Подготовка.
  2. Формирование начальных воспроизводимых навыков.
  3. Формирование навыков коммуникации.

В случае если дислалия вызвана анатомическим дефектом, то необходимо хирургическое устранение этого дефекта, а затем лечение ортодонта.

При выявлении функциональной дислалии необходимо в первом этапе развивать речевую моторику с помощью артикуляционной гимнастики, логопедического массажа. Так же необходимо научить ребенка правильно формировать и направлять воздушную струю, развивать мелкую моторику, отработать воспроизведение звуков опоры.

Для того чтобы сформировать первичные воспроизводимые навыки, необходимо включать употребление отделённых звуков. При этом используются специальный логопедический инструментарий.

На этапе заключения необходимо сформировать у ребенка умения, с помощью которых он будет употреблять отработанные звуки независимо от ситуации. По продолжительности занятия с логопедом должны проводиться не меньше трех раз в неделю, и обязательным пунктом в коррекции является выполнение упражнений на дому. В свою очередь родители должны объяснить ребенку, зачем выполняются данные упражнения, и чем чреваты последствия в дальнейшем.

Логопедические занятия помогают бороться с проблемойй с помощью трех основных форм нормализации звукопроизношения:

  • механическая постановка звука;
  • отработка звука в изолированном произношении;
  • закрепление звука во фразовой речи.

Так, в первую очередь, логопед добивается того, чтобы ребенок сам услышал ошибку в произношении звука. Хорошо, если удается получить правильное произношение на основе подражания. Для этого логопед, четко артикулируя, произносит изолированный звук. В случае успеха, звук изолированно отрабатывается в играх, словах и фразовой речи. Одновременно с этим ребенок должен делать упражнения, направленные на укрепление органов артикуляции.

Если получить звук таким способом не удается, применяют стерильные зонды. Небольшая палочка придает языку и губам малыша нужное положение и ему предлагается произносить звук. Как правило, когда малыш слышит нужное звучание, он понимает, как именно следует управлять органами речи, и у него получается говорить чисто. Добившись изолированного произношения звука, логопед продолжает развивать сформированный навык, отрабатывая правильное произношение звука в отдельных словах, фразах и спонтанной речи. Когда дислалия вызвана анатомическими дефектами, для получения чистых звуков приходится удалять зубы, подрезать уздечки и прибегать к хирургическому вмешательству.

Когда дислалия вызвана анатомическими дефектами, для получения чистых звуков приходится удалять зубы, подрезать уздечки и прибегать к хирургическому вмешательству.

Подготовительный этап

На этом этапе артикуляционный аппарат подготавливается к восприятию и воспроизведению фонемы.

  • отработка речевого дыхания;
  • развитие фонематического слуха;
  • отработка правильного артикуляционного уклада речевого аппарата;
  • работа над мелкой моторикой рук;
  • отработка опорных звуков.

Ребёнок под руководством логопеда разучивает и отрабатывает комплекс артикуляционных упражнений, тренирующих движения губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти. К ним присоединяются упражнения на отработку направленной воздушной струи. Одновременно малыш посредством различных упражнений развивает восприятие, память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику.

Базовые звуки для разных групп.

Дислалия ( Косноязычие )

Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

Симптомы дислалии.

Обследование

В результате подобного обследования специалистом может быть сделан вывод о наличии или отсутствии патологий.

Анализ уровня развития устной речи специалист проводит с помощью специально разработанных для выявления аномалий произношения дидактических материалов. Определяется природа существующих у малыша нарушений в различных позициях. Кроме того, оценивается фонематический слух маленького пациента, то есть его умение различать звуки, без которого невозможно нормальное понимание смысла сказанного. При постановке диагноза указывается не только форма, но и тип заболевания.

Если обнаруживается, что заболевание относится к механическому типу, ребенок направляется на консультацию к стоматологу-ортодонту или хирургу. В случае, если заболевание носит функциональный характер, ребенку будет рекомендована консультация детского невролога. А для исключения патологий слуха полезно будет пройти осмотр отоларинголога.

Иногда выявить причину нарушения речи помогает обследование у стоматолога

Это особый логопедический массаж, специальная артикуляционная гимнастика для выработки правильного выговора и прочее подробнее в статье как выполняется общая артикуляционная гимнастика для детей.

Дислалия у детей: что это такое, методы коррекции

Одним из наиболее часто встречаемых дефектов речи, с которыми сталкиваются логопеды, является дислалия. Это нарушение произношения звуков при здоровом слухе. Дислалия особенно часто отмечается у детей дошкольников.

Свистящие С, З ;.

Лечение и коррекция дислалии у детей

Коррекционная работа при дислалии – процесс длительный и трудоемкий. Каждый случай лечения требует индивидуального подхода. Выбор методик, подходов, упражнений зависит от степени выраженности нарушения, возраста и других особенностей. Но работа по коррекции и устранению дефектов в любом случае проводится в несколько стадий.

Отработка ключевых звуков.

Причины возникновения дислалии

Если рассматривать механическую дислалию, специалисты отмечают основную причину ее появления — дефект физического развития, который не позволяет пациенту правильно воспроизводить услышанный звук. Появляется, в основном, при наличии стоматологических дефектов (таких, как, аномальный прикус, непрорезавшиеся или неправильно сформированные резцы, недоразвитие нижней челюсти, волчья пасть и прочее).

Функциональная дислалия развивается на фоне нестабильного психического или физического состояния ребенка. Это может быть связано с полученными травмами.

Читайте также:  Характерные признаки хламидиоза у мужчин

Очень часто дислалию диагностируют у детей с проблемами психического развития. Еще одним фактором, который провоцирует дислалию, являются болезни высокой степени тяжести, перенесенные в момент формирования речевой функции. Нередко причиной развития дислалии становятся сами родители, а именно недостаток общения и внимания, уделяемого ребенку дошкольного возраста, находящегося в активной стадии формирования речи.

Редко, но встречаются случаи комбинированной дислалии.

Медики выделяют ряд основных причин развития механической дислалии. К ним относятся:

  1. недоразвитие уздечки языка (короткая);
  2. неправильное челюстно-лицевое строение костей;
  3. дефекты неба;
  4. недоразвитие уздечки верхней губы;
  5. нарушение целостности верхнего твердого неба и губы.

Учитывая указанные выше причины, диагностировать нарушение речи может логопед, но процесс лечения передается в руки стоматологов и ортодонтов, после чего ребенку рекомендуется пройти курс коррекции речи. Лучшие результаты лечения достигаются в возрасте 5–6 лет.

При подобном отклонении пациент заменяет звуки в произвольном порядке, вне зависимости от того, как они были образованы в исходном слове, без классификации их на твердые, мягкие, звонкие и шипящие.

Механическая форма

Трудно поддается коррекции, ее истоки в неправильном говорении, связанном с органическими дефектами мышечного и костного строения периферического артикуляционного аппарата:

  • дефекты в строении нёба;
  • маленькая уздечка (находится под языком);
  • аномалии прикуса;
  • толстые или тонкие губы;
  • неправильное расположение зубов (выступы или впадины);
  • большой или маленький размер языка.

Нарушения могут быть врожденные или приобретенные. Успешность коррекции во многом зависит от параллельного медицинского воздействия на проблему.

Причины развития фонетической формы.

Консультация для родителей «Что такое дислалия, методы ее устранения»

ХОЧИКЬЯН ВЕРА
Консультация для родителей «Что такое дислалия, методы ее устранения»

Дислалия – это нарушение звукопроизношения речи.

Органическая и механическая дислалия развивается под влиянием физического дефекта артикуляционного аппарата, препятствующего правильному произношению звуков.

В большинстве случаев, этот диагноз ставиться тем детям,которые имеют проблемы в строении речевого аппарата:

• расщелина твердого неба – «волчья пасть»;

• расщелина верхней челюсти – «заячья губа»;

• неправильный прикус – прогения или прогнатия;

• отсутствие зубов, их неправильное расположение, расстояния между зубами;

• короткая подъязычная связка («уздечка»);

• слишком большой или слишком маленький язык (макро- и микроглоссия);

• неправильное строение челюстно-лицевых костей;

• недоразвитость нижней челюсти.

Для устранения речевого дефекта при наличии одного из возможных патологических состояний пациент нуждается в комплексной помощи разных специалистов.

Причины функциональной дислалии:

• ослабленность ребёнка, вызванная соматическими и инфекционными заболеваниями;

• нарушение фонетического восприятия;

• ММД, задержка психического развития в анамнезе;

• задержка развития речи;

неблагополучное социальное окружение: педагогическая запущенность, тесный контакт с носителями неправильной речи, ограниченность контактов с обществом.

Симптомы проявления нарушения

Взрослый человек без труда может заметить отклонение от нормы в восприятии и воспроизведении звуков детьми, хотя в практике логопеда чаще встречаются случаи, когда родители не замечают все отклонения в произношении их ребёнком.

При замене звуков дети не различают схожие фонемы по звучанию и заменяют один звук другим. Чаще всего симптоматика проявляется косноязычием. Например, ребёнок путает глухие и звонкие согласные, мягкие и твёрдые (дерево-терево, лапа – ляпа). Если разница в артикуляции незначительна, и звуки образуются в одном и том же месте,например: вместо [Р] может звучать [Л] или [Д] (рыба – лыба, вместо Ц – Ч (цыплёнок – чипленок) и т. д.

Иногда ребёнок испытывает трудности с выбором звука, хотя может правильно его произносить в отдельных словах (говорит Шапка, но допускает ошибки каСя в слове каша, то есть один и тот же звук произносится различно в зависимости от ситуации. В отдельных случаях дети произносят звуки русского языка нетипичным для языковой системы образом – горловое (французское) [Р], специфическое [З], похожее на английское the.

Замены и смешение фонем относится к фонематическим дефектам, искажение звуков – к фонетическим видам патологии.

Диагностика нарушения речи

Для определения дефектных звуков логопед предлагает ребёнку повторить за ним слова или назвать то, что изображено на картинке. Данный материал подобран таким образом, что охватывают все группы звуков. Мало того,звук должен находиться в разных позициях: в начале, в конце, и в середине слова, учтены также мягкие и твёрдые согласные.

Родители должны подготовиться к тому, что логопеду могут потребоваться сведения о наличии или отсутствии патологий беременности и родов. Специалист может назначить дополнительные обследования у других специалистов (проверку зрения, слуха, особенностей психического развития). При диагностировании у ребёнка тугоухости, кроме логопеда, ему понадобится помощь и отоларинголога.

Диагностика включает в себя ряд фонематических тестов, которые направлены на проверку умения различать близкие в произношении звуки. При механической форме патологии нельзя избавиться от дефекта в произношении некоторых звуков, если не устранить источник их появления. Поэтому лечение дислалии начинается именно с этого.

Методы коррекции дислалии

Ни один квалифицированный логопед не исправляет все звуки одновременно. Вначале коррекции подлежит звук, базовый для группы фонем. Если нарушена артикуляция нескольких групп, начинают с той группы фонем, которая появляется у человека раньше по возрастным нормам.

Базовые звуки для разных групп:

• С – для свистящих, далее З, Сь, Зь, Ц;

• Ш – для шипящих, далее Ж, Ч, Щ;

• К – для заднеязычных, далее Г. Х. Кь, Гь, Хь.

Этапы постановки звуков:

3. автоматизация фонемы в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;

Читайте также:  Овощные пюре для первого прикорма (3 рецепта)

4. дифференциация смешиваемых или заменяемых звуков.

Буйнова Надежда Валерьевна

Детский логопед, опыт работы более 20 лет

Минимальное количество занятий с логопедом при дислалии – 2 раза в неделю. Ежедневно родители должны закреплять изученный с педагогом материал, выполняя задания. Ожидаемый результат виден лишь через 2–3 месяца работы, этот срок зависит от возраста ребёнка, структуры дефекта, количества нарушенных звуков, регулярности занятий, домашней работы родителей, квалификации логопеда.

На этом этапе артикуляционный аппарат подготавливается к восприятию и воспроизведению фонемы.

• отработка речевого дыхания;

• развитие фонематического слуха;

• отработка правильного артикуляционного уклада речевого аппарата;

• работа над мелкой моторикой рук;

• отработка опорных звуков.

Ребёнок под руководством логопеда разучивает и отрабатывает комплекс артикуляционных упражнений, тренирующих движения губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти. К ним присоединяются упражнения на отработку направленной воздушной струи. Одновременно малыш посредством различных упражнений развивает восприятие, память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику.

На этом этапе соединяются все достижения по освоению правильной артикуляции, направленной воздушной струи, голоса. Существует игровой способ постановки звука, осознанный способ по подражанию и механический способ укладывания органов артикуляции в нужную позицию при помощи специальных инструментов. Логопед избегает называть звук, над которым он работает вместе с ребёнком, чтобы в сознании малыша не закрепился старый, неверный стереотип. Итог этого этапа – правильное произношение ребёнком звука без любой помощи.

Для закрепления поставленного звука в речи его сначала отрабатывают или в открытых слогах в сочетании с гласными А, О, У, Ы (ла, ча, лы, ши, или в закрытых слогах (ас, ар, ац, ещ). Далее звук ставят в положение между двумя гласными (аша, ушу, озо, узу, в слоги с несколькими согласными рядом (шка, ску, тла, рба).

После автоматизации в слогах, приходит очередь автоматизации звука в начале, конце, середине слова. Каждое слово или название картинки проговаривают до 5 раз и повторяют этот урок дома. В начале автоматизации звук, над которым работают, слегка выделяется силой голоса и длительностью произношения, затем этот приём не используют.

После отработки звука в словах подбирают речевой материал для его автоматизации в предложениях, стихотворениях, в прозе, в обычной речи.

На этом этапе ребёнка учат различать звуки, которые он смешивает, и правильно их произносить. Логопед обращает его внимание на разницу в положении органов артикуляции при произношении звуков, сходных акустически и по двигательным признакам, различать их на слух.

Дифференциация происходит последовательно – звуки различают сначала изолированно, затем в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.

Родителям нужно помнить, что недоразвитие фонематического слуха перейдёт во время обучения в школе в такие сложные патологии, как дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Их коррекция гораздо сложнее и продолжительнее, чем коррекция дислалии. Нарушения речи негативно влияют на развитие памяти, внимания, мышления, речевого слуха, поэтому родителям ребёнка с дефектным произношением следует как можно раньше обратиться за профессиональной помощью.

Консультация для родителей «Что такое адаптация?» Что такое адаптация? Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке. В данном случае – это привыкание малыша.

Консультация для родителей «Что такое диафильм?» Что такое диафильм? В современном мире, где все компьютезированно, незаслуженно ушли в прошлое диафильмы и фильмоскопы (диапроекторы, а.

Консультация для родителей «Что такое ЗПР?» Буклет для родителей. Развитие умения общаться с детьми: 1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку: — стройте взаимоотношения.

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника?» Консультация для родителей Что такое МНЕМОТЕХНИКА? Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ивушка» г. Тамбов Архипова Н. В. «Мнемотехника» и «мнемоника».

Консультация для родителей «Что такое ОНР?» Консультация для родителей «Что такое ОНР?»Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не.

Консультация для родителей «Методы и приемы обучения речи в ДОУ» Методы и приемы обучения речи в детском саду Понятие метода обучения речи. Закономерности усвоения родной речи, как уже сказано, состоят.

Консультация для родителей «Методы нетрадиционного рисования» Консультация для родителей «Методы нетрадиционного рисования» Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем.

Консультация для родителей в первой младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Консультация для родителей в 1 младшей группе на тему: “Что такое хорошо и что такое плохо?” Цель занятия: беседуя с детьми о плохом и.

Консультация-практикум «Проблемы социализации детей: причины и способы устранения» Цель: дать воспитателям теоретические знания и практические навыки для преодоления проблем социализации у детей дошкольного возраста. Задачи:.

автоматизация фонемы в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;.

Диагностика

То, что многие звуки маленьким ребенком произносятся неточно, родители зачастую считают нормальным. Однако на речевые особенности детей с дислалией — пропуски, замены, искажение, смещение звуков — нельзя не обращать внимание. Если к 5 годам такие характерные речевые отклонения не проходят — это уже симптоматика серьезного расстройства.

Плотное взаимодействие с логопедом поможет после грамотного обследования выявить причины дислалии, узнать из-за чего ребенок говорит неточно и назначить комплекс мероприятий по исправлению речи.

Малоподвижные и неактивные дети должны быть проверены на наличие дизартрии — более серьезной дисфункции, касающейся не только звукопроизношения, а и голосового аспекта в целом, способности запоминать и повторять и т.п.

Читайте также:  Очищение организма содой: как правильно пить соду?

Дислалия и дизартрия во многом не похожи друг на друга. Это связано с тем, что при первой форме речевого расстройства органические поражения отсутствуют, а при второй — главную роль, наоборот, отыгрывают нарушения центральной нервной системы. Дети с дислалией мало чем выделяются из числа своих ровесников, помимо «особенной речи». А дети с дизартрией отличаются нестабильным настроением, быстро утомляются. Они безынициативны и плохо приобретают новые навыки.

Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии позволяет определить степень состояния речевого развития. Пограничное состояние между ними носит название стертой дизартрии, нарушения при которой объясняются неправильной иннервацией артикуляционных мышц. Диагностируется стертая дизартрия довольно сложно, поскольку схожа с обоими заболеваниями.

Физиологическая дислалия диагностируется, когда с органами речи у ребенка все в порядке.

Причины возникновения дислалии

Замена звуков при дислалии может быть следствием ряда провоцирующих факторов, распространенными среди которых называют:

  1. Анатомически неверное расположение зубов.
  2. Нарушения прикуса.
  3. Короткая уздечка языка.
  4. Низкое либо чрезмерно высокое небо.
  5. Расщелины неба или губ.
  6. Нарушение подвижности языка или губ.

В числе психологических факторов, которые могут повлечь развитие дислалии:

  1. Слабость, сниженный иммунитет, частая заболеваемость.
  2. Дефекты речи у родителей. Это влечет за собой подражание неправильным словам и звукам.
  3. Нарушения фонематического слуха.
  4. Запущенность педагогического воспитания.

В числе распространенных причин нарушения функционирования головного мозга. В подобных клинических случаях ребенок страдает не только приведенной выше патологией, но также иными формами нарушения речевой функции.

Низкое либо чрезмерно высокое небо.

Что такое дислалия и как ее корректировать?

В медицинской терминологии дислалия — это нарушение звукопроизношения, объединяющее под собой множество различных отклонений в развитии речевого аппарата как органических, так и функциональных, отличительной особенностью является отсутствие каких-либо нарушений в слухе и присутствие подвижности органов речевого аппарата даже с учетом нарушений.

Из-за дефектов речевого аппарата человеку становится затруднительно артикуляторно правильно произносить различные звуки р , ш , з , с , л и т.

Классификация дислалии

Две основные группы в том заболевании – механическая (органическая) и функциональная дислалия, первая связана с дефектами анатомического строения органов речи, вторая с социальными факторами или нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга (они обратимы).

ламбдацизм неправильное произношение л и л ;.

Что такое дислалия у детей

Дислалия – это нарушение звукопроизношения и неправильное употребление речевых звуков, которое никак не взаимосвязано с поражениями центральной нервной системы или органов слуха органического характера. Такая патология является одной из распространенных в старшем дошкольном и школьном возрасте. В последнее время преобладают полиморфные нарушения звукопроизношения, при которых в будущем ребенку становится проблематично овладевать письменной речью. Кроме этого, отсутствие эффективной коррекции заболевания приводит к появлению таких нарушений, как дисграфия и дислексия.

Коррекционная работа предполагает обследование подвижности речевого аппарата и артикуляционной моторики ребенка. Кроме этого, специалист обращает внимание на фонематический слух и правильность звукопроизношения. В том случае, если не получается справиться с дефектом речи, то помимо обследования логопедом, ребенку может понадобиться консультация таких специалистов, как стоматолог, невролог и отоларинголог.

Важно: при таком нарушении, как дислалия, отсутствуют нарушения в развитии речевого и слухового аппарата. Дети успешно справляются с постановкой предложений и хорошо разговаривают. Кроме этого, не наблюдается задержки речевого развития.

Диагностировать патологию до года довольно проблематично, поскольку дети в этом возрасте практически не разговаривают. После того, как грудничок начинает говорить, то необходимо обязательно следить за его речью.

После того, как грудничок начинает говорить, то необходимо обязательно следить за его речью.

Дислалия у детей: что это такое, методы коррекции

Одним из наиболее часто встречаемых дефектов речи, с которыми сталкиваются логопеды, является дислалия. Это нарушение произношения звуков при здоровом слухе. Дислалия особенно часто отмечается у детей дошкольников.

Виды дислалии

Термин «дислалия» переводится с латинского как «нарушение речи». Ребенок с дислалией либо вообще не произносит определенный звук и пропускает его в словах, либо искажает его или же вовсе заменяет другим звуком. Как же это выглядит на деле?

Пропускание звука может проявляться в его выпадении в самом начале слова (к примеру, вместо «рисунок» малыш говорит «исунок»), в середине слова («воона» вместо «ворона») и в конце («пова» вместо «повар»). Искажение звука проявляется тем, что малыш вместо правильного произносит непривычный звук, которого вообще нет в русском языке.

А иногда малыш во время разговора попросту заменяет «неудобный» звук на «удобный» и получается вместо «я пошел» — «я посел» или «фумочка» вместо «сумочка».

Логопеды различают простую и сложную дислалию. Для простой дислалии присуще нарушение произношения какого-либо одного звука либо группы однородных звуков (к примеру, группа свистящих звуков С, З, Ц). Когда же у малыша нарушено произношение звуков разных групп, к примеру, свистящих и шипящих, врачи говорят о сложной дислалии. Вообще различают такие виды фонетических групп:

  • Соноры (Р, Л, М, Н, Й);
  • Свистящие (С, З);
  • Шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ).

Чаще всего детками неправильно произносятся шипящие звуки — Ш, Ж, Ч, Ц, свистящие — С, З, Ц, а также соноры Р, Л. Реже отмечаются нарушения произношения таких звуков как К, Х, Г, Д, Т, Й, В, Ф.

Для простой дислалии присуще нарушение произношения какого-либо одного звука либо группы однородных звуков к примеру, группа свистящих звуков С, З, Ц.

Добавить комментарий