Нарушение когнитивных функций

Симптомы нарушениий когнитивных функций

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Симптомы деменции складываются из когнитивных, поведенческих, эмоциональных расстройств и нарушений повседневной деятельности.

Когнитивные нарушения представляют собой клиническое ядро любой деменции. Когнитивные нарушения бывают основным симптомом данного состояния, поэтому их наличие обязательно для постановки диагноза.

Когнитивные функции (от англ. cognition – «познание») – наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется рациональное познание мира и взаимодействие с ним. Синонимами термина «когнитивные функции» являются «высшие мозговые функции», «высшие психические функции» или «познавательные функции».

Обычно к когнитивным относят следующие функции головного мозга.

  • Память – способность запечатлевать, сохранять и многократно воспроизводить полученную информацию.
  • Восприятие (гнозис) – способность воспринимать и узнавать поступающую извне информацию.
  • Психомоторную функцию (праксис) – способность составлять, сохранять и выполнять двигательные программы.
  • Речь – способность понимать и выражать свои мысли с помощью слов.
  • Интеллект (мышление) – способность анализировать информацию, обобщать, выявлять сходства и различия, выносить суждения и умозаключения, решать задачи.
  • Внимание – способность выделить из общего потока информации наиболее важное, концентрироваться на текущей деятельности, поддерживать активную умственную работу.
  • Регуляцию произвольной деятельности – способность произвольно выбрать цель деятельности, построить программу для достижения этой цели и контролировать выполнение данной программы на различных этапах деятельности. Недостаточность регуляции приводит к снижению инициативы, остановкам текущей деятельности, повышенной отвлекаемости. Такие расстройства принято обозначать термином «дизрегуляторные нарушения».

По определению, деменция – полифункциональное нарушение, поэтому она характеризуется одновременной недостаточностью нескольких или сразу всех когнитивных способностей. Однако различные когнитивные функции страдают в разной степени – в зависимости от причин деменции. Анализ особенностей когнитивных расстройств играет важную роль в установлении точного нозологического диагноза.

Самым частым видом когнитивных расстройств при деменциях различной этиологии бывают нарушения памяти. Выраженные и прогрессирующие нарушения памяти сначала на недавние, а затем и на отдалённые события жизни – основной симптом болезни Альцгеймера. Заболевание дебютирует с расстройств памяти, затем к ним присоединяются нарушения пространственного праксиса и гнозиса. У части больных, особенно моложе 65-70 лет, также развиваются речевые нарушения по типу акустико-мнестической афазии. В меньшей степени выражены нарушения внимания и регуляции произвольной деятельности.

В то же время нарушения регуляции произвольной деятельности становятся на начальных этапах основной клинической характеристикой сосудистой деменции, деменции с тельцами Леви, а также заболеваний с преимущественным поражением подкорковых базальных ганглиев (болезнь Паркинсона, болезнь Гентингтона и др.). Расстройства пространственного гнозиса и праксиса также присутствуют, но имеют иную природу и поэтому не приводят, в частности, к дезориентировке на местности. Отмечают и нарушения памяти, обычно выраженные в умеренной степени. Дисфазические расстройства не характерны.

Для лобно-височной лобарной дегенерации (лобно-височная деменция) наиболее типично сочетание дизрегуляторных когнитивных расстройств и нарушений речи по типу акустико-мнестической и/или динамической афазии. При этом память на события жизни длительное время остаётся сохранной.

При дисметаболической энцефалопатии в наибольшей степени страдают динамические характеристики когнитивной деятельности: скорость реакции, активность психических процессов, характерны повышенная утомляемость и отвлекае-мость. Часто это сочетается с различными по выраженности нарушениями цикла «сон-бодрствование».

Эмоциональные нарушения при деменциях в наибольшей степени распространены и выражены в начальных стадиях патологического процесса и постепенно регрессируют в дальнейшем. Эмоциональные расстройства в виде депрессии встречают у 25-50% пациентов с начальными стадиями болезни Альцгеймера и в большинстве случаев сосудистой деменции и заболеваний с преимущественным поражением подкорковых базальных ганглиев. Весьма характерны также расстройства тревожного ряда, особенно на ранних этапах болезни Альцгеймера.

Поведенческие нарушения – патологическое изменение поведения больного, доставляющее беспокойство ему самому и/или окружающим его лицам. Как и эмоциональные нарушения, поведенческие расстройства не обязательны для постановки диагноза деменции, но их встречают весьма часто (приблизительно у 80% пациентов). Поведенческие нарушения обычно развиваются на стадии лёгкой или умеренной деменции.

К наиболее распространённым поведенческим нарушениям относят следующие.

  • Апатию – снижение мотивации и инициативы, отсутствие или уменьшение какой-либо продуктивной деятельности пациента.
  • Раздражительность и агрессивность.
  • Бесцельную двигательную активность – хождение из угла в угол, бродяжничество, перекладывание вещей с места на место и др.
  • Нарушения сна – дневную сонливость и психомоторное возбуждение по ночам (так называемый синдром захода солнца).
  • Нарушения пищевого поведения – снижение или повышение аппетита, изменение пищевых пристрастий (например, повышенная тяга к сладкому), гиперорализм (постоянное жевание, сосание, причмокивание, плевки, поедание несъедобных предметов и др.).
  • Некритичность – утрата чувства дистанции, нескромные или нетактичные вопросы и замечания, сексуальная несдержанность.
  • Бред – устойчивые ложные умозаключения. Наиболее типичны бред ущерба (родственники обворовывают или замышляют что-то недоброе), ревности, двойников (супруга заменили внешне очень похожим недоброжелателем), бред по типу «я не у себя дома».
  • Галлюцинации – чаще зрительные, в виде образов людей или животных, реже слуховые.

Нарушения повседневной деятельности представляют собой интегральные результат когнитивных и поведенческих симптомов деменции, а также друие неврологические нарушения, связанные с основным заболеванием головной мозга. Под термином «нарушение повседневной деятельности» понимают расстройства профессиональной, социальной и бытовой адаптации пациента. О наличии нарушений повседневной деятельности свидетельствуют невозможность или существенные затруднения на работе, при взаимодействии с другими людьми, выполнении бытовых обязанностей, а в тяжёлых случаях – при самообслуживании. Наличие нарушений повседневной деятельности свидетельствует о большей или меньшей утрате больным независимости и самостоятельности, с необходимости посторонней помощи.

К сфере повседневной активности относят такие виды деятельности:

  • профессиональную – способность эффективно продолжать выполнять свою работу;
  • социальную – способность эффективно взаимодействовать с другими людьми;
  • инструментальную – способность пользоваться бытовой техникой;
  • самообслуживание – способность одеваться, выполнять гигиенические процедуры, принимать пищу и др.

Сроки развития и последовательность возникновения тех или иных симптомов деменции обусловлены характером основного заболевания, однако можно проследить некоторые наиболее общие закономерности.

Как правило, деменции предшествует стадия умеренных когнитивных нарушений (англ. – mild cognitive impairment – MCI). Под умеренными когнитивными нарушениями принято понимать снижение когнитивных способностей, явно выходящее за пределы возрастной нормы, но не влияющее существенно на повседневную активность.

Модифицированные диагностические критерии синдрома умеренных когнитивных нарушений (Touchon J., Petersen R., 2004)

  • Когнитивные нарушения по словам больного и/или его ближайшего окружения (последнее предпочтительнее).
  • Признаки произошедшего недавно ухудшения когнитивных способностей по сравнению с индивидуальной нормой для данного человека.
  • Объективные свидетельства когнитивных нарушений, полученные с помощью нейропсихологических тестов (снижение результатов нейропсихологических тестов не менее чем на 1,5 стандартных отклонения от среднестатистической возрастной нормы).
  • Нет нарушений привычных для пациента форм повседневной активности, однако могут быть трудности в сложных видах деятельности.
  • Деменция отсутствует – результат краткой шкалы оценки психического статуса составляет не менее 24 баллов,

На этапе умеренных когнитивных нарушений больной жалуется на ухудшение памяти или снижение умственной работоспособности. Эти жалобы подтверждаются данными нейропсихологического исследования: выявляют объективные когнитивные нарушения. Однако когнитивные расстройства на данном этапе выражены в небольшой степени, так что не привносят значимого ограничения обычной для больного повседневной активности. При этом возможны трудности в сложных и необычных видах деятельности, но пациенты с умеренными когнитивными нарушениями сохраняют трудоспособность, они независимы и самостоятельны в социальной жизни и быту, не нуждаются в посторонней помощи. Критика к своему состоянию чаще всего сохранна, поэтому больные, как правило, бывают адекватно встревожены изменениями своего когнитивного статуса. Нередко умеренные когнитивные нарушения сопровождаются эмоциональными расстройствами в виде тревоги и депрессии.

Прогрессирование нарушений и появление затруднений при обычных для пациента видах деятельности (обычная работа, взаимодействие с другими людьми и др.) свидетельствуют о формировании синдрома лёгкой деменции. На данном этапе пациенты полностью адаптированы в пределах своей квартиры и ближайшего района, но испытывают затруднения на работе, при ориентировании в малознакомой местности, вождении автомобиля, выполнении расчётов, совершении финансовых сделок и других сложных видах деятельности. Ориентировка в месте и времени, как правило, сохранна, но из-за расстройств памяти возможно ошибочное определение точной даты. Критика к своему состоянию частично утрачивается. Сужается круг интересов, что связано с неспособностью поддерживать более сложные в интеллектуальном отношении виды активности. Поведенческие нарушения часто отсутствуют, в то время как расстройства тревожно-депрессивного круга встречаются очень часто. Весьма характерно заострение преморбидных личностных особенностей (например, бережливый человек становится жадным и т.п.).

Возникновение трудностей в пределах собственного дома – признак перехода на стадию умеренной деменции. Сначала возникают сложности при пользовании бытовой техникой (так называемые нарушения инструментальной повседневной деятельности). Больные разучиваются готовить еду, пользоваться телевизором, телефоном, дверным замком и др. Возникает необходимость в посторонней помощи: сначала лишь в отдельных ситуациях, а затем – большую часть времени. В стадии умеренной деменции больные, как правило, дезориентированы во времени, но ориентированы в месте и собственной личности. Отмечают значительное снижение критики: больные в большинстве случаев отрицают наличие у себя каких-либо нарушений памяти или других высших мозговых функций. Весьма характерны (но не обязательны) поведенческие расстройства, способные достигать значительной выраженности: раздражительность, агрессивность, бредовые идеи, неадекватное двигательное поведение и др. По мере дальнейшего прогрессирования патологического процесса начинают появляться трудности при самообслуживании (одевание, выполнение гигиенических процедур).

Тяжёлая деменция характеризуется почти полной беспомощностью больного в большинстве бытовых ситуаций, что вызывает необходимость постоянной посторонней помощи. В этой стадии постепенно регрессируют бред и другие поведенческие расстройства, что связано с нарастающей интеллектуальной недостаточностью. Больные дезориентированы в месте и времени, присутствуют выраженные нарушения праксиса, гнозиса и речи. Значительная выраженность когнитивных расстройств делает дифференциальную диагностику между различными нозологическими формами деменции весьма затруднительной в данной стадии, Присоединяются неврологические расстройства, такие как нарушения походки и тазовых функций. Финальные стадии деменции характеризуются утратой речи, невозможностью самостоятельно ходить, недержанием мочи и неврологическими симптомами декортикации.

Читайте также:  Мумие от аллергии: рецепты и схемы применения

Основные этапы развития деменции:

  • умеренные когнитивные нарушения;
  • нарушение профессиональной и социальной деятельности;
  • снижение критики, изменение личности;
  • нарушение инструментальной повседневной активности;
  • формирование поведенческих нарушений;
  • нарушение самообслуживания;
  • утрата речи, тазовые нарушения, недержание мочи;
  • декортикация.

Характеристика основных этапов когнитивного дефицита

Когнитивные нарушения по словам больного и или его ближайшего окружения последнее предпочтительнее.

Лечение когнитивных нарушений

Успех в излечении от недуга зависит от применения комплексного подхода. Он заключается в следующем:

  1. Чем раньше провести диагностику и установить диагноз, тем успешнее будет лечение.
  2. В лечебный процесс должны быть включены мероприятия по снижению риска от заболеваний соматического характера (сердечно-сосудистых, ожирение, диабет).
  3. Установить оптимальный режим жизни (физические нагрузки, полноценный сон). Снижение умственной работоспособности хорошо преодолевается путем смены видов деятельности.
  4. Применять медикаментозные препараты по рецепту врача. Эффективными средствами являются статины («Аторвастатин», «Питавастин», «Розувастатин»).
  5. Проводить терапию нейрометаболическую. Врачи прописывают к применению нейропротекторы («Пирацетам», «Цераксон», «Церебролизин»).

Ввести в практику ряд специальных упражнений игрового характера, обеспечивающих когнитивную стимуляцию тренинги по развитию внимания, памяти, логического мышления.

Классификация

Современная классификация когнитивных расстройств основывается на степени их выраженности и делится на легкие, средние и тяжелые формы. При легких расстройствах под удар попадают такие процессы, как возможность быстро обрабатывать поступающую информацию, переключение с одного вида деятельности на другой. При умеренных расстройствах преобладает нарушение памяти, которое со временем может развиться в болезнь Альцгеймера. Тяжелые расстройства – это дезориентация во времени, страдает речь, нарушается способность воспроизведения слов, страдает психика.

Отсутствие лечения приведет к катастрофическим нарушениям когнитивных функций.

Когнитивные расстройства

Когнитивные расстройства личности – это специфические нарушения, происходящие в познавательной сфере индивида и включающие следующие симптомы: снижение памяти, интеллектуальной работоспособности и снижение других когнитивных процессов мозга в сравнении с персональной нормой (исходным уровнем) каждого индивида. Познавательными или когнитивными функциями называют наиболее сложные процессы, проистекающие в головном мозге. При помощи этих процессов осуществляется рациональное постижение окружающего мира, взаимосвязь и взаимодействие с ним, характеризующееся целенаправленностью.

К познавательным функциям следует отнести: восприятие (прием) информации, обработку и анализ данных, их запоминание и последующее хранение, обмен данными, выработка и реализация плана действий. Причинами когнитивных расстройств может быть множество недугов, отличающихся по механизмам и условиям возникновения, течения болезни.

Такие патологии делятся на два варианта расстройства, возникающие как результат патологии мелких сосудов, и нарушения вследствие патологии крупных сосудов.

Как определить когнитивные нарушения головного мозга?

Когнитивные нарушения функций головного мозга являют собой специфические отклонения, которые приводят к расстройству личности, поскольку препятствуют познавательной активности человека. Они встречаются у взрослых и у детей. Как возникает нарушение когнитивных функций, по каким причинам и как их распознать? Попробуем разобраться.

  • Что такое когнитивные нарушения, их виды и механизм развития
  • Причины развития, основные симптомы
  • Диагностика, методы лечения и профилактики

Попробуем разобраться.

Легкое когнитивное расстройство

Легкое когнитивное расстройство (ЛКР) не является очевидным, поскольку протекает незаметно для окружающих. Более того, ЛКР не диагностируется, т. к. анализируемые показатели находятся в допустимых пределах, если и отклоняются, то незначительно. Индивид сам обращает внимание на то, что его поведение, реакция и мыслительные процессы снижены.

Обратите внимание! Первый сигнал о возможном наличии ЛКР – замедление скорости привычных действий.

Качество деятельности личности остается прежним, но затрачивается больше времени на ее выполнение. То же касается мыслительных процессов. Если обычно человек довольно быстро вспоминает нужную информацию, то при наличии ЛКР этот процесс замедляется. Нередко наблюдается забывчивость, затрудняется концентрация внимания на одном деле либо сложнее становится переключаться между несколькими задачами.

Если такое наблюдается с возрастом, то это считается естественным. Однако, если индивид все чаще замечает за собой подобное поведение, значит, процесс протекает слишком быстро. Современная диагностика выявит первопричину ЛКР, а именно связь с патологиями или нездоровым образом жизни (стресс, физическое и нервное перенапряжение).

Обратите внимание.

Классификация

Патология делится на несколько видов. По степени выраженности клинической картины:

  • умеренно выраженное когнитивное расстройство;
  • легкое проявляемое когнитивное расстройство.

Это состояния, при которых не наблюдается деменция, то есть слабоумие, особенно если это легкое когнитивное развивающееся расстройство. Но если вовремя не обнаружить проблему и не начать адекватное лечение, больной может стать слабоумным.

Если патологический процесс не начать лечить, развивается слабоумие (деменция). Причины появления патологии различны — заболевания, отравления и травмы. Но это всегда приводит к тому, что проявляется нарушение человеческих когнитивных функций. Изначально ухудшается память, больной не узнает родственников, не понимает, где находится.

Установить, умеренное это когнитивное расстройство или другой вид заболевания, должен врач во время проведения диагностических процедур.

В каждом случае причина появления заболевания индивидуальна.

Причины

Специалисты связывают появление когнитивных расстройств с различными провоцирующими факторами. Условно они делятся на две группы: органические и функциональные. В первом случае у человека всегда наблюдается повреждение головного мозга.

Подобные состояния имеют прямую связь с тем, что имеются болезни черепно-мозговой коробки. При этом подобные состояния преимущественно наблюдаются у людей преклонного возраста. Если же вовремя начать терапию, тогда можно достигнуть положительных результатов.

Функциональные когнитивные расстройства диагностируются в том случае, если у человека отсутствует прямое поражение головного мозга. К подобным негативным состояниям могут проводить значительные стрессы, переутомление, а также яркие отрицательные эмоции. Нередко данные расстройства встречаются у людей любого возраста, потому как они не зависят от конкретного количества лет.

Сами по себе они не являются опасными, потому как симптомы самостоятельно уходят со временем. Важно лишь устранить причину, которая привела к появлению патологии. Крайне важно в такой ситуации использовать медикаментозную поддержку, которую порекомендует врач.

Можно выделить ряд распространённых факторов, которые приводят к когнитивным нарушениям:

  • Сосудистые болезни, затрагивающий головной мозг. Отметить можно такие распространённые патологии, как инсульт, атеросклероз, а также гипертензию. Они нередко приводят к появлению когнитивных расстройств.
  • Травмы. Если у человека был ушиб или перелом черепно-мозговой коробки, тогда в будущем это может отразиться на состоянии органа. Как итог, со временем может проявиться когнитивное расстройство.
  • Сахарный диабет. Он приводит ко многим проблемам со здоровьем. В частности приводит к различным когнитивным нарушениям, если человек не будет полноценно лечить заболевание.

  • Алкоголизм и наркомания. Эти вредные привычки приводят ко многим проблемам со здоровьем. В частности они способствуют возникновению когнитивных расстройств, именно поэтому человеку важно отказаться от вредных привычек. Если этого не сделать, тогда можно столкнуться с различными заболеваниями.
  • Почечная и печеночная недостаточность. Данные болезни требуют своевременной диагностики, а также лечения. Если человек не будет принимать нужных мер для поддержания нормального самочувствия, тогда можно столкнуться с серьёзными проблемами со здоровьем.

  • Болезни Альцгеймера и Паркинсона. Во время них возникает стойкое нарушение когнитивных функций. При этом предотвратить развитие болезни не удастся. В лучшем случае у человека получится замедлить прогрессирование нарушений.
  • Опухоли головного мозга. Они приводят к различным негативным симптомам, которые человек не сможет игнорировать. Если появляются когнитивные расстройства, тогда важно будет сразу принять меры и, как минимум, пройти обследование. На ранних стадиях будет возможность вылечить заболевание. При этом по мере его развития будет всё сложнее осуществить лечение и продлить срок жизни.

  • Отравления. Когнитивное расстройство может появиться даже при интоксикации, нередко её вызывают пищевые продукты, химические вещества, радиация. В такой ситуации будут конкретные симптомы, указывающие на отравление. Важно сразу принять меры по очистке организма и восстановлению функций, чтобы избежать опасных осложнений.
  • Рассеянный склероз. Болезнь преимущественно возникает у людей преклонного возраста. Во время неё считается обычным явлением возникновение когнитивных нарушений. По этой причине человеку важно будет вовремя начать лечение, чтобы была возможность улучшить своё самочувствие и как можно дольше поддерживать достойный уровень жизни.

  • Злоупотребление лекарственными препаратами. Крайне важно не употреблять медикаменты в чрезмерном количестве, а также смешивать их без необходимости и самовольно превышать дозировку. Иначе не стоит удивляться тому, что появились различные когнитивные расстройства.

Как можно понять, существует немало причин, которые приводят к негативным симптомам. Именно поэтому придётся пройти профессиональную диагностику в больнице, чтобы можно было понять, что происходит с конкретным человеком.

Невозможность оценивать своё поведение, которое нередко является ненадлежащим.

Факторы, обеспечивающие когнитивный потенциал человека

Для полноценного восприятия, обработки, хранения и использования информации головным мозгом важны все нижеперечисленные факторы, без которых невозможно функционирование высших мозговых центров и формирование нормальных когнитивных реакций.

  • Оптимальная работа и функционирование всех имеющихся у человека органов чувств, с помощью которых мы воспринимаем всю информацию, поступающую в организм. Как известно, к этим органам относят зрительные, слуховые, осязательные анализаторы, а также обоняние и вкус.
  • Способность понимать речь (письменную, устную), общаться с окружающими, письмо, чтение, передача информации различными способами являются важной составляющей нормальных когнитивных реакций.
  • Способность запоминать полученную различными путями информацию, а также вспоминать (воспроизводить) эту информацию в различных ситуациях также является важнейшей когнитивной функцией головного мозга. При многих заболеваниях центральной нервной системы, сосудистых заболеваниях мозга одной из первых начинает страдать именно функция запоминания, появляется забывчивость или эта функция полностью утрачивается (амнезия).
  • Способность к приобретению разнообразных двигательных навыков, с помощью которых осуществляется жизнедеятельность, перемещение, защита от опасности и так далее. Двигательные навыки при оптимальной работе нервной системы и достаточно развитых когнитивных способностях на протяжении жизни совершенствуются, сохраняются. При различных тяжёлых органических заболеваниях центральной и периферической нервной систем двигательная функция также может страдать, что может говорить о связи данной патологии с когнитивным дефицитом.
  • Способность к сознательному управлению и развитию важнейших познавательных функций, воля, интеллектуальное развитие, возможность ставить перед собой определённые интеллектуальные задачи, находить решение и решать их — также неотъемлемая часть работы высших нервных центров головного мозга, характеризующих нормальные когнитивные способности.
Читайте также:  Цирроз печени и рак печени: это одно и тоже или нет

В условиях постоянной формы фибрилляции, когда имеет место снижение выброса крови в систолу и, как следствие, нарушение мозгового кровообращения, когнитивные функции имеют тенденцию к более быстрому снижению, чем у больных с нормальным сердечным ритмом.

Как улучшить состояние пациента?

Подбирая схему лечения пациента, важно предварительно установить причину развития когнитивного расстройства. Поэтому после оценки психического статуса проводится всестороннее обследование больного.

Тактика лечения расстройств определяется на основании тяжести заболевания и причины, спровоцировавшей нарушение мозговых функций. В терапии легкой и умеренной деменции, вызванной болезнью Альцгеймера или сосудистыми патологиями, применяются ингибиторы ацетилхолинэстеразы либо Мемантин. Однако эффективность этих препаратов пока не доказана. Их назначают в основном с целью предупреждения дальнейшего прогрессирования патологического процесса и развития деменции.

В случае диагностирования сосудистых патологий, спровоцировавших сбой мозговой деятельности, применяются:

  • ингибиторы фосфодиэстеразы способствуют расширению сосудов, что приводит к нормализации кровообращения;
  • блокаторы а2-адренорецепторов подавляют действия симпатического отдела нервной системы, которые привели к сужению кровеносных сосудов.

Для восстановления нейрометаболических процессом применяет Актовегин. Препарат повышает пластичность нейронов головного мозга, что оказывает положительное влияние на функции познания.

Помимо указанных лекарств при наличии неврологических расстройств применяются различные терапевтические тактики, направленные на коррекцию поведения пациента. На выполнение этой задачи уходит немало времени, так как подобное лечение предполагает последовательную трансформацию психики человека.

Тактика ведения пациента с нарушением когнитивных функций:

Профилактика и прогноз.

К таким функциям относятся:

  • память,
  • праксис
  • гнозис- способности программировать и осуществлять сложные действия,
  • речь
  • исполнительные функции.

Как вы понимаете они важны для нас не только в рамках нашей профессиональной но и бытовой деятельности.

Можно рассмотреть, как мы применяем их в повседневной жизни на простом примере. Стоит взять в зону восприятия любой предмет как тут же наш мозг включает весь спектр своих возможностей для его анализа и составления необходимой программы действий.

Так, например, мы видим объект яйцо — мы обращаем внимание на его характеристики, в частности,на то, что объект круглый, твердый, белый, мы воспринимаем и идентифицируем его как яйцо. Память подсказывает, что оно съедобно, мышление подсказывает, что яйцо можно разбить. Мы можем благодаря праксисуприготовить его, а с помощью речи сообщить об этом окружающим.

Видите, сколько различных функций наш мозг применил для выполнения такой простой, казалось бы, задачи. Одним словом, даже самые элементарные на первый взгляд моменты нашей жизни требуют высшей мозговой активности. Потеря даже одной из когнитивных функций грозит значительным снижением качества жизни и возможности самообслуживания, не говоря об утрате каких-то более сложных навыков, таких как, например, профессиональные.

Полная или частичная утрата когнитивных функций называется когнитивный дефицитом, степень его может варьироваться от легких малозаметных нарушений до глубокого слабоумия с полным распадом личности.

В спектре когнитивных нарушений самым легким вариантом является легкий когнитивный дефицит, его выделяет в отдельную категорию научная школа Академика Яхно. Эти расстройства носят преимущественно нейродинамический характер. Страдают такие характеристики как:

  • скорость обработки информации,
  • способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой̆,
  • оперативная память,
  • концентрация внимания.

Данный вид нарушений является наиболее доброкачественным, может встречаться в виде легко снижения когниции у пожилых в рамках естественного процесса старения. У молодых людей эти нарушения так же могут встречаться по ряду причин, однако легкий когнитивный дефицит интересует нас в меньшей степени, так как он не представляет серьезной угрозы и часто может уходить самостоятельно.

Надо отметить, что данный вид нарушений выделяется преимущественно в российской научной школе, в западной литературе ему уделяется меньше внимания. Наибольший интерес представляет умеренный когнитивный дефицит признаваемый как серьезная проблема и западными и российскими неврологами.

Синдром умеренных когнитивных нарушений или mildcognitiveimpairment — когнитивные нарушения, отчетливо выходящие за рамки возрастной нормы, но не достигающие масштаба деменции. Значимый интерес для докторов он представляет как самостоятельное состояние, довольно ощутимо влияющее на качество жизни и как неблагоприятный прогностический фактор — до 80% пациентов у которых выявляется УКР в течение 5 лет имеетсязначительное прогрессирование состояние до деменции. Иными словами у большинства пациентов УКР не стоит на месте и переходит в деменцию. Поэтому важно выявить это состояние и начать его своевременное лечение, чтобы затормозить этот процесс.

скорость обработки информации,.

Общие сведения

Слово «когнитивный» в переводе с латинского означает «познавательный, ознакомительный». Таким образом, легкое когнитивное расстройство (ЛКР) – незначительное снижение умственных способностей: умения запоминать и воспроизводить информацию, концентрировать внимание, решать абстрактно-логические задачи. ЛКР не достигает уровня умственной отсталости, деменции или органического амнестического синдрома. Предшествует, сопровождает или наступает после инфекционного либо органического заболевания. Расстройству более подвержены пожилые люди, среди лиц старше 65 лет распространенность составляет 10%. Из этой группы у 10-15% в течение года разворачивается симптоматика болезни Альцгеймера. ЛКР чаще диагностируется у людей с низким уровнем образования.

Из-за нарушения метаболизма, недостаточности внутренних органов возникают расстройства в функционировании ЦНС.

Когнитивные нарушения

В клинической практике когнитивными нарушениями (КН) называют совокупность симптомов, связанных с расстройством познавательных и социальных функций человека. Причины возникновения КН разнообразны и зависят от возраста, пола, образа жизни и профессиональной деятельности, наследственных особенностей. Сложности ранней диагностики и отсутствие этиотропного лечения – основные причины, по которым вопрос когнитивных нарушений остается актуальным в течение многих лет.

Болезни, для которых характерен симптом:

  • врожденные пороки нервной системы;
  • детский церебральный паралич;
  • врожденный гипотиреоз;
  • эпилепсия;
  • острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК);
  • черепно-мозговая травма (ЧМТ);
  • нейроинфекции (вирусные, бактериальные);
  • злокачественные новообразования (опухоли);
  • нейродегенеративные процессы (болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона, рассеянный склероз);
  • умственная отсталость;
  • у детей – недоразвитие речи (парциальное или общее, фонетико-фонематическое).

Термин «когнитивные нарушения» был введен в конце 20 века для характеристики симптомов, связанных с познанием и адаптацией человека к миру и социуму:

  • ощущение и восприятие (задействование тактильного, зрительного, обонятельного и слухового центров для хранения, преобразования и передачи информации об окружающем мире);
  • трудовые навыки (праксис), которые характеризуются постепенным формированием и выполнением сложных двигательных задач;
  • речь (устная и письменная);
  • память;
  • интеллект.

Нарушения, связанные с врожденными или приобретенными факторами, характеризуются постепенным угасанием или внезапным выпадением отдельных (или одновременно всех) свойств. Клиническая картина (выраженность и «набор» симптомов) определяются состоянием, которое привело к КН.

Основные характеристики патологии:

  • характерные жалобы, которые прогрессируют со временем (в сложных случаях – отсутствие критики к состоянию);
  • утрата навыков профессиональной деятельности;
  • социальная дезадаптация;
  • потеря возможности самообслуживания;
  • в большинстве случаях – наличие физических дефектов.

Важно! Когнитивные нарушения – комплекс симптомов, которые характеризуются снижением познания и взаимодействия человека с внешним миром. Существуют врожденные и приобретенные причины патологии, механизм развития которых не изучен до конца. Постановкой диагноза и ведением пациента с КН занимаются врач-невролог, психолог, логопед и специалист по реабилитации

Медицинское общество классифицирует КН в зависимости от степени выраженности симптомов и влияния их на обычную жизнедеятельность человека.

Характеристики вариантов представлены в таблице ниже.

Снижение когнитивных функций

Способность к самообслуживанию

Затруднение в повседневной жизни

В пределах нормы (согласно возрасту)

Умеренное снижение в сравнении с возрастной нормой

При сложной интеллектуальной активности

Тяжелая («деменция», «слабоумие»)

Выраженное, связанное с затруднениями в профессиональной, социальной и бытовой сфере

Частичная или полная утрата

Необходимость постоянной посторонней помощи

Важно! В клинической практике часто используется диагноз «субъективные когнитивные нарушения», которые характеризуются жалобами со стороны пациентов без объективных признаков во время диагностических тестов и методик

Ученые соглашаются во мнении, что нарушение высших корковых функций связано с локализацией процесса. Ключевые участки головного мозга, которые отвечают за память, познание, интеллект и речь: средняя височная извилина, лобно-теменная зона, постцентральная извилина.

Полиэтиологичность и огромное количество клинических признаков КН обуславливают разнообразность механизма развития и неврологического субстрата патологии. Теории возникновения симптомов:

  • амилоидоз – отложение патологического белка в нервной ткани, который препятствует выполнению функций проведения, генерации импульса и формирования новых связей. Состояние развивается на фоне длительной персистенции воспалительного заболевания или нарушения метаболизма (при эндокринных нарушениях);
  • таупатия (у людей пожилого возраста), которая характеризуется «слипанием» патологических тау-белков, образованием клубков из ткани, не способных выполнять функции;
  • дегенерация миелиновых оболочек и нейронов после перенесенных инфекционных заболеваний. Сопровождается внезапным или постепенным снижением как когнитивных, так и чувствительных, моторных (двигательных) функций;
  • массивные и микроинфаркты мозговой ткани – последствия ОНКМ ишемического или геморрагического типа. Некроз функциональной ткани сопровождается «выпадением» из работы ключевых центров или областей, через которые проводятся импульсы;
  • патологические очаги возбуждения в «ключевых участках коры» (как при эпилепсии).

В детской неврологии отдельно выделяют нарушения формирования коры головного мозга или отдельных участков («проводящих») вследствие генетических мутаций или внутриутробных инфекций.

Развитие КН связывают, как с органическим поражением центральной нервной системы, так и с функциональными расстройствами исполнительных органов, психогенными травмами.

Выделяют две группы причин развития нарушений:

  • врожденные, при которых симптомы появляются в раннем периоде, характеризуются стабильностью и неэффективностью (абсолютной или относительной) терапии;
  • приобретенные – расстройство формируется после ЧМТ или психогенной, инфекции или длительного течения соматического заболевания.
Читайте также:  Как долго можно применять Эреспал? - ответ врача

Патологии, при которых встречаются признаки когнитивных расстройств, представлены в таблице ниже.

Эпилепсия – одна из причин КН, возникновение которой связанно и с генетической предрасположенностью и пусковым фактором (например, травмой).

Развитие нарушений в сфере высших корковых функций часто связано с образом жизни человека и наличием предрасполагающих условий.

Основные факторы риска развития КН:

  • генетическая предрасположенность (наличие врожденных хромосомных аномалий в семейном анамнезе);
  • возраст (после 50 лет распространенность КН повышается на 1,5% каждые 5 лет);
  • женский пол;
  • сопутствующие патологии: сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, венозный тромбоэмболизм, атеросклероз.

Проведенное в 2012 году исследование в США подтвердило, что чрезмерное употребление в пищу углеводов (при недостаточном – белков и жиров) повышает риск развития умеренных когнитивных нарушений у людей пожилого возраста.

Клиническая картина КН разнообразна и зависит от локализации, давности и первичной причины нарушений.

Основные симптомы, которыми отличаются когнитивные нарушения:

  • цереброастенический синдром (общая слабость, усталость, быстрая утомляемость);
  • нарушение сна;
  • расстройства памяти (невозможность вспомнить давнишние события, трудность в запоминании, которых раньше не было);
  • снижение времени реакций (ответа на вопрос, выполнение команды);
  • трудности в концентрации внимания;
  • расстройство абстрактного мышления;
  • персеверации – устойчивые повторения фраз, движений;
  • нарушение речи: произношение (перестановка слогов, замена звуков, слов), понимания;
  • расстройства письма;
  • хронические головные боли.

Органическое поражение головного мозга после травмы, инфекции или инсульта часто сопровождается очаговыми признаками: нарушение двигательной или чувствительной функции, судороги и др.

Базовые навыки каждой сферы формируются к 6 годам, когда появляется возможность объективно оценить состояние когнитивных функций. КН встречают у 20% детей и подростков разной степени выраженности, вызванные преимущественно врожденными факторами.

Актуальность проблемы обусловлена:

  • широким распространением;
  • значительным влиянием на социум;
  • последствиями для ребенка: дезадаптация в обществе, девиантное поведение (агрессивное, с отклонением от общепринятых правил), трудностям или полной неспособности к обучению.

Проявления КН у детей характеризуются основными синдромами, признаки которых представлены в таблице ниже.

Умственная отсталость (олигофрения) разной степени: идиотия, имбецильность дебильность

Задержка речевого развития и общее недоразвитие речи

Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ)

Симптомы нарушений у детей проявляются к году жизни, для СДВГ пик – до 7 лет. В большинстве случаев легкие КН поддаются логопедической и психолого-педагогической коррекции без последствий. Умеренные и тяжелые расстройства требуют комплексной диагностики и подбора схемы лечения.

Нарушение корковых функций у людей пожилого возраста связано с кардиоваскулярной патологией. Изменение трофики тканей (не только нервной) характеризуется формированием очагов склероза – плотной соединительной ткани, которая не выполняет функций.

Важно! В клинической практике существует термин «сосудистые когнитивные нарушения» (синоним «дисциркуляторная энцефалопатия») – диагноз, который выставляется более, чем 19% населения старше 60-ти лет

  • соматические: головные боли, головокружения;
  • забывчивость;
  • нарушение речи (трудности произношения, постановки слов в предложении, подбор синонимов);
  • замедленное мышление;
  • трудности в принятии решений.

Более чем у 80% пациентов с дисциркуляторной энцефалопатией развивается депрессивный синдром с патологически сниженным настроением (иногда – приступы агрессии), потерей интереса к жизни, аппетита и нарушением сна.

Для определения вида и степени выраженности КН используются стандартные инструментальные исследования и функциональные методы (вопросники, сертифицированные тесты).

Оценка когнитивных функций проводится с помощью «интеллектуального тредмила» – нагрузочных тестов, содержание которых зависит от возраста:

  • пробы Баженовой (98), которые исследуют моторную, эмоциональную, чувствительную сферы взаимодействие с предметами и людьми;
  • метод «ГНОМ» (для детей до 6-ти лет) по 4 задания для каждой сферы с расчетом коэффициента психического развития (КПР): норма (90-110 баллов), группа риска (80-90), нарушение (меньше 80);
  • денверский скрининговый тест развития ребенка (DDST-2), что оценивает двигательную активность, мелкую моторику, навыки к самообслуживанию и речь;
  • тест Векслера для детей от 6-ти до 12-ти лет, который состоит из 12 субтестов для оценки вербальных и невербальных способностей ребенка;
  • монреальская шкала оценки когнитивных функций (MoCA) – стандартизированный метод, который применяется для ранней диагностики степени КН у взрослых.

Нарушение когнитивной сферы человека – сложные расстройства, постановкой диагноза которых занимаются:

  • невролог – врач, который делает заключение и проводит комплексную специализированную проверку отдельных сфер деятельности;
  • психолог – для коррекции симптомов, связанных с индивидуальными переживаниями больного;
  • психиатр, если нарушения высших функций возникают на фоне психиатрических заболеваний (шизофрения, биполярное расстройство и др.);
  • педиатр.

Совет врача. В первый год жизни рекомендовано посещать врача ежемесячно для динамического наблюдения за психомоторным развитием ребенка и ранней диагностике нарушений

Консультация специалистов рекомендована во всех случаях появления жалоб, чтобы не упустить первых симптомов прогрессирующих заболеваний и своевременно начать поддерживающую терапию.

Постановка диагноза КН проводится после комплексного исследования пациента, который включает:

  • сбор жалоб больного и/или родственников;
  • результаты клинического осмотра у невролога (оценка рефлексов, двигательной и чувствительной сферы);
  • шкалы оценки когнитивных функций;
  • инструментальные исследования.

Визуализация очаговых нарушений проводится с помощью методов, которые изучают активность разных областей коры головного мозга с записью электрических импульсов (электроэнцефалография). Наиболее перспективные методики:

  • позитронная эмиссионная томография (ПЭТ) – радионуклидный метод диагностики с внутривенным введением контрастного препарата, насыщение тканей которым оценивает активность отдельных участков;
  • трактография – разновидность диффузионной магнитно-резонансной томографии (МРТ), которая позволяет получать цветные изображения активности проводящих путей в головном мозге.

Комплексное лечение когнитивных нарушений требует комбинации медикаментозной, электрофизиологической и психологической терапии.

Основные фармакологические препараты, которые применяются в клинике КН, представлены в таблице ниже.

Действующее вещество (торговое название препарата) и форма выпуска

Ингибиторы центральной ацетилхолинэстеразы

Мематин акатинола («Нооджерон»): таблетки 10 мг

Стимулятор дофаминовых и норадреналиновых рецепторов

Пирибедил («Проноран»): таблетки 50 мг

В клинической практике часто используются витаминные препараты с нейропротекторным действием: В1, В6, В9, В12.

Важно! Согласно исследованиям, препараты гемодеривата крови телят («Актовегин»), антитела к мозгоспецифическому белку («Тенотен») не влияют на течение патологий с КН

Работа психолога и психиатра заключается в устранении дефектов, связанных с душевными тревогами или психическими расстройствами.

Дополнительно используется физиотерапия и лечебная физкультура. Доказано, что утренняя гимнастика и задания на мелкую моторику улучшают процессы восстановления в головном мозге после ЧМТ.

Прогноз для пациентов с КН врожденного или приобретенного генеза – неблагоприятный. Патологии, сопровождающиеся нарушением ментальной сферы и снижением трудовых и речевых навыков, характеризуются стабильным или прогрессирующим течением. Лечение таких больных направлено на замедление прогресса и развитие альтернативных (более простых) навыков самообслуживания.

Более оптимистический прогноз для пациентов, перенесших ЧМТ: улучшение состояния отмечается у 62-76% больных (наблюдение в течение 15 лет).

Профилактика когнитивных нарушений направлена на:

  • нормализацию образа жизни (актуально для наркоманов и страдающих алкоголизмом);
  • интеллектуальные тренировки (кроссворды, задачи, чтение книг);
  • лечение и компенсацию сопутствующих заболеваний (ИБС, гипертензия, атеросклероз, сахарный диабет).

Вторичная профилактика (предупреждение прогресса и осложнений) включает своевременную диагностику и начало специфической терапии когнитивных нарушений.

Восстановление и поддержание на должном уровне навыков памяти, речи, интеллекта, абстрактного мышления – обязанность каждого человека, который занимает активную позицию в социуме.

нарушение сна;.

Когнитивные функции, когнитивный резерв

Federal Medical and Biological Agency, Moscow.

Нарушение когнитивных функций

Нарушение когнитивных функций

Какие признаки у когнитивного расстройства?

Человеческий мозг обладает способностью осознавать, воспринимать, обрабатывать и изучать любую информацию, которая поступает извне. За такие способности отвечает центральная нервная система. Если существует какое-либо нарушение работы нервной системы, то данные обстоятельства вызывают расстройства когнитивной функции человеческого мозга. Из-за этого у человека наблюдаются характерные изменения в его поведении. Например, появляется необоснованная раздражительность, растерянность, а также возникают проблемы с функцией осознания пространства вокруг. То есть, говоря другими словами, теряется личностная индивидуальность человека.

Когда происходит нарушение интеллектуальной особенности человека, то в последствие этого возникает когнитивный дефицит. Например, гностические особенности отвечают за восприятие явлений и предметов, а также их осознание. Мнестические же за воспроизводство информации, которая была уже обработана человеческим мозгом. Благодаря некоторым заболеваниям данная функция понижается. Из-за болезни сердечнососудистой системы, при редких случаях черепно-мозговой травмы, заболеваниях нейро-дегенеративного характера, а также и инфекционных заболеваниях головного мозга. В особенности когнитивным расстройством чаще страдают люди, которые имеют гипертоническую болезнь или же перенесшие инсульт и инфаркт.

Человеческий головной мозг имеет два полушария. Одно отвечает за творческие аспекты, а другое за логику. Нарушение работы левого полушария говорит о нарушении логического мышления. Значительные изменения в таких функциях, которые отвечают за чтение, расчет и письмо. Способствуют такие заболевания как афазия, апраксия и другие. Вследствие всего вышеперечисленного прибавляется еще и ухудшение психического состояния больного. Когда же существует нарушение правого полушария, то наблюдаются характерные изменения визуально-пространственного восприятия. То есть полное отсутствие анализа происходящего процесса или ориентации в пространстве. Человек не может сосредоточиться, снижается возможность мечтать или фантазировать.

Когда происходит нарушение работы лобной доли, то данные обстоятельства могут привести к серьезным последствиям. Человек может страдать потерей памяти, а также уменьшаются или вовсе исчезают такие способности как планирование, мышление, выражение своих эмоций и мыслей.

Лишение обоняния, слуха и зрения может привести в результате поражения височной области. Одновременно выйдут из нормы умение применять уже имеющиеся навыки и опыты, которые основаны на запоминании и эмоциональное восприятие окружающего пространства.

Существует возможность ослепнуть или частично потерять зрение, нарушение ориентации в пространстве, зрительное игнорирование противоположной половине пространства, а также в исключительных случаях развитие эпилептических припадков, которые могут возникнуть при повреждении теменной доли головного мозга.

За зрительное восприятие отвечает затылочная доля. Любое изменение может привести к отсутствию цветового разделения, функции распознавания лиц, а также и неверное восприятия цветовой гаммы.

При нарушении мозжечковой зоны головного мозга наблюдается изменение в координации движении человека. Он может при ходьбе шататься или идти непрямолинейно.

Способствуют такие заболевания как афазия, апраксия и другие.

Добавить комментарий