Респираторно аффективные приступы у ребенка

Дыхание и эмоции

Приступ не зря называется аффективно-респираторным, сокращенно АРП. Маленький ребенок так выражает свой гнев и недовольство, если что-то делается «не по нему». Это самый настоящий аффект, эмоциональный припадок. Такой ребенок изначально отличается повышенной эмоциональной возбудимостью и капризностью. Если оставить особенности характера без внимания, то в старшем возрасте ребенок дает настоящие истерические реакции, если ему в чем-то отказывают: падает на пол, орет на весь магазин или детский сад, топает ногами и успокаивается только тогда, когда получает желаемое. Причины этого двоякие: с одной стороны, ребенок имеет наследственные особенности нервной системы, с другой – родители не умеют с ним обращаться так, чтобы сгладить все «углы» характера.

После приступа, даже если были судороги, дайте малышу отдохнуть.

Причины

Как проявление повышенно-эмоционального состояния аффективно-респираторные припадки являются наиболее ранним проявлением истерических пароксизмов и обычно возникают в ответ на:

  • чувство разочарования, гнева, испуга, радости и другие сильные эмоциональные потрясения;
  • насильственное кормление;
  • сильную боль, например, при падении с высоты в результате рефлекторной асистолии возникают «бледные синкопы», что особенно опасно для детей с заболеваниями сердца.

Способствовать развитию приступов аномального дыхания может нервное напряжение, голод, усталость, неврастения и невроз, гиперопека, нарушения обмена витамина Д, гипокальциемия и гипогемоглобинемия.

резкой гипотонии ребенок обмякает ;.

Респираторно-аффективные приступы

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» – это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30—60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа – “синий” и “бледный”.

“Бледные” аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа – он на несколько секунд исчезает. “Бледные” аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу “синих”. Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом – спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса – ребенок весь “обмякает” на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой “двигательной буре” протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение “ужасных двухлеток” в “ужасных двенадцатилеток”.

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов

Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще – для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства – все ему разрешают и выполняют все его требования – только бы ребенок не расстроился – то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.

Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку – чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже – когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды “стоп” к команде “вперед”.

Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды “вперед”, чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.

Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: “Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного”. Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: “Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине”. Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

Читайте также:  Ананасовый сок при грудном вскармливании

4. Скажите ребенку правду относительно последствий.

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: “Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату”.

Судороги при респираторно-аффективных приступах

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими – отмечается напряжение мышц – тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги – в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.

При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами – положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробно ознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА СУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания.

Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения.

Лечение АРС у детей

Лечение аффективно-респираторного синдрома проводится комплексно. Помощь психолога, психотерапевта показана всем детям и их семьям. Решение о необходимости назначения фармпрепаратов принимается врачом индивидуально, зависит от тяжести симптомов, возраста пациента. Используются следующие методы терапии:

  • Психотерапия.Занятия с психологом, психотерапевтические сеансы направлены на коррекцию семейных отношений, выработку эффективной воспитательной тактики. Игровые тренинги ориентированы на прививание ребенку самостоятельности, умения противостоять фрустрации, стрессовым факторам.
  • Прием медикаментов. Детям с аффективно-респираторным синдромом назначаются нейропротекторы, ноотропы, седативные препараты, аминокислоты (глицин, глютаминовая кислота), витамины группы B. Тяжелые рецидивирующие приступы купируются транквилизаторами.
  • Коррекция образа жизни. Для предупреждения усталости, раздражительности ребенка родителям рекомендуется рационально распределять время сна и отдыха, обеспечивать малышу достаточную физическую активность, полноценное питание. Необходимо ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.

Фразы не реви , не ной перестань сейчас же только усиливают аффект.

Симптомы и признаки

Каждому аффективно-респираторному пароксизму в обязательном порядке предшествует некая сильная эмоция. Просто так, находясь в привычном и спокойном состоянии, ребенок в приступ не впадает. Каждый приступ развивается в точном соответствии с порядком смены этапов, один приступ точно похож на предыдущий.

Пытаясь справиться с эмоцией, малыш начинает неровно дышать, плакать, а потом внезапно замолкает, замирает и на некоторые время остается в таком состоянии, рот обычно открыт. Родители могут услышать хрипы, щелчки. Малыш не может контролировать задержку дыхания и прервать ее по собственной воле. Апноэ воле ребенка не подчиняется.

При простом приступе дыхание восстанавливается примерно через 15 секунд. Малыш выглядит нормально, других проявлений у него нет. При других формах АРП малыш может упасть, потерять сознание, у него становится бледной или синеватой кожа, слизистые оболочки. Во время приступа пульс почти не прощупывается или он очень слаб.

Родители должны знать, что приступы, основанные на обиде, злости, разочаровании более характерны для малышей в возрасте от 1,5 до 2 лет. У таких деток обычно приступы протекают по «синему» или «бледному» типу, сопровождаются либо чрезмерным напряжением мускулатуры тела, либо чрезмерным ее расслаблением.

Тело может выгибаться дугой (доктор Комаровский называет это «истерическим мостиком»), если мышцы сильно напряжены, либо безвольно обмякает, подобно тряпичной кукле, если они расслаблены. Судороги, если они есть, чаще всего проявляются в виде непроизвольных подергиваний, например, конечностями.

Восстановление всегда начинается с нормализации дыхания. Потом кожные покровы и слизистые оболочки приобретают нормальный цвет, в порядок приходит мускулатура. Восстановление после обычного приступа быстрое, ребенок может сразу попросить еды или начать играть. Чем дольше длится приступ, тем больше времени нужно для полного восстановления. При осложненном приступе на выходе ребенок еще некоторое время продолжает тихонечко плакать, ныть, и с этим он обычно засыпает на пару часов.

Невролог осматривает ребенка на предмет сохранности рефлексов, чувствительности, координации движений.

Механизм развития АРП

Понимание того, что такое breath-holding spells или аффективно-респираторный приступ у ребенка, помогает справиться с этой распространённой проблемой. Ситуация заключается в следующем. В просторечии это состояние называется «закатывание». Грубо говоря, малыш на фоне сильного нервного перевозбуждения теряет контроль над своей вегетативной нервной системой. Развивается полноценный истерический припадок со всеми сопутствующими признаками. Особенно опасны аффективно-респираторные приступы у грудничка или новорожденного младенца, поскольку в первые недели и месяцы жизни нет четкого контроля над работой всех структур центральной и вегетативной нервной системы.

Истерика начинается с воздействия триггера. В качестве раздражителя могут выступать негативные эмоции, такие как страх, возмущение, фрустрация, раздражение, нервозность, боль и т.д. В тот момент, когда малыш испытывает сильные негативные эмоции, у него возникает эффект первичной судорожной реакции. Причем она затрагивает в основном межрёберные мышцы и диафрагму. Возникает ощущение, что он не может вдохнуть воздух. Это вызывает сильный испуг, который на фоне гиперкапнии формирует предпосылки для остановки дыхания.

Предшествовать развитию приступа аффективной задержки дыхания могут агрессия или истерика: ребенок начинает топать ногами, кричать, что-то требовать, пытаться ударить родителя или окружающих и т.д. Это так называемая первичная истерическая реакция, которая впоследствии запускает механизм блокировки дыхательной мускулатуры. Стоит понять, что дети действительно не могут вдохнуть и выдохнуть воздух по вполне физиологическим причинам. И им требуется помощь.

Читайте также:  Как укрепить сосуды головного мозга?

Пароксизмы могут возникать при разных ситуациях. Это отличает аффективно-респираторный синдром у детей от истинной эпилепсии, обладающей всегда схожими клиническими проявлениями.

Это так называемая первичная истерическая реакция, которая впоследствии запускает механизм блокировки дыхательной мускулатуры.

Осложнения и последствия АРП

Негативные последствия АРП исключены при условии своевременной диагностики и назначения лечения, синдром не несет опасности для ребенка в целом. Однако, отсутствие врачебного вмешательства при необходимости такового может привести к истощению центральной нервной системы, что чревато снижением памяти, рассеянностью, низкой способностью к концентрации внимания.

В ряде случаев аффективно-респираторные приступы могут привести к развитию эпилептических припадков. Согласно данным ВОЗ, каждый пятый ребенок, страдающий этим заболеванием, имеет в анамнезе приступы задержки дыхания. Соответственно, оставлять без должного врачебного внимания АРП категорически нельзя.

При своевременном лечении АРП вероятность негативных последствий минимальна

Пароксизм развивается не ранее 6 месяцев и длится до 5 6 лет.

Принятая классификация

Кстати, по тому, каков внешний вид приобретает лицо ребенка, у которого наступил приступ, можно определить вид припадка. Они разделяются на:

  • бледные;
  • синие.

Бледные приступы происходят в случае резкого падения или сильного удара малыша. К такому состоянию может привести и укол. В такие моменты у крохи не прощупывается пульс, и он даже не успевает заплакать.

Причины «синих» приступов кроются в очень сильной обиде малыша на что-либо, несогласии с чем-либо или неудержимой ярости. Такие приступы случаются чаще всего у малышей возрастом 1,5-2,5 года. Ребенок начинает сильно капризничать, плакать, кричать, если что-то пошло не так, как хотел этого он. На момент очень сильного вздоха в непроизвольном порядке его дыхание задерживается, а лицо приобретет синеватый оттенок. В связи с такой ситуацией у многих малышей проявляется гипертонус или резкое снижение тонуса мышц, вследствие чего тело его как бы обмякает. Малыш может выгнуться дугой. Хоть ситуация и пугающая, но в основном малыши выходят из нее без помощи взрослых.

Такие приступы случаются чаще всего у малышей возрастом 1,5-2,5 года.

Причины аффективно-респираторных приступов

В настоящее время ключевые причины аффективно-респираторных приступов у детей от шести месяцев до четырех-пяти лет усматривают в том, что многим структурам центральной нервной системы (ЦНС) в раннем детстве свойственна функциональная незрелость с отсутствием четкой координации в их работе и не до конца адаптированная вегетативная нервная система (ВНС).

В первую очередь, это связано с продолжающейся после рождения миелинизацией нервных волокон. Так, у детей спинной мозг и его корешки полностью покрываются миелиновой оболочкой только к трем годам, вагус (блуждающий нерв) миелинизируется до четырех лет, а волокна проводящих путей ЦНС (в том числе аксоны пирамидного тракта продолговатого мозга) – до пятилетнего возраста. А вот тонус блуждающего нерва стабилизируется намного позже, и, вероятно, поэтому аффективно-респираторные приступы у новорожденного происходят достаточно редко, и в таких случаях они могут быть признаком врожденной аномалии Арнольда-Киари или генетически обусловленных и передающихся по наследству синдромов Ретта (Rett syndrome) и Райли-Дея (Riley-Day syndrome).

Продолговатый мозг и его дыхательный центр, поддерживающий рефлекторный автоматизм движения дыхательных мышц, у детей развит хорошо, и выполняет свои функции с момента появления ребенка на свет, однако расположенный здесь же сосудодвигательный центр не всегда обеспечивает адекватность вазомоторных реакций.

В раннем детстве продолжают совершенствоваться симпатический и парасимпатический отделы ВНС, обеспечивающей дыхательный и все остальные безусловные рефлексы. В то же время количество передающих нервные импульсы синапсов стремительно возрастает, а возбуждение нейронов пока что адекватно не уравновешивается их торможением, поскольку в подкорке детского головного мозга недостаточен синтез гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) – ингибирующего нейромедиатора ЦНС. Вследствие этих особенностей кора больших полушарий может подвергаться как прямому, так и отраженному диффузному перевозбуждению, чем специалисты объясняют не только повышенную нервную возбудимость многих детей младшего возраста, но и их эмоциональную лабильность.

Необходимо заметить, что, в отличие от зарубежных, многие отечественные педиатры приравнивают аффективно-респираторные приступы у детей к истерическим припадкам или саморазрешающимся истерическим пароксизмам, то есть, по сути, к проявлениям истерического невроза.

[8], [9], [10], [11], [12]

У неврологов предрасполагающими факторами считаются все-таки особенности ЦНС и ВНС в период раннего детства, способствующие высокой нервной возбудимости и гипертонусу симпатической части вегетативной нервной системы, которая особенно активно проявляется в стрессовых ситуациях.

Как и чем лечить?

Суть лечения аффективно-респираторных пароксизмов заключается в коррекции образа жизни ребенка. Как правило, АРП устраняют немедикаментозным способом.

Но иногда педиатры рекомендуют прием седативных лекарственных средств. Давать успокоительные препараты во время приступа нельзя. Это опасно аспирацией и остановкой дыхания.

Если причина приступов заключается в недостатке полезных веществ, тогда педиатр выписывает витаминно-минеральные комплексы для восполнения дефицита.

Во время приступа с судорогами родители должны действовать следующим образом:

  • уложить ребенка на ровную поверхность;
  • повернуть голову набок. Это нужно для того, чтобы малыш не задохнулся рвотными массами, в случае, если его стошнит;
  • брызнуть на лицо холодную воду;
  • осторожно пощекотать кроху.

Важно сохранять спокойствие, разговаривать тихо. Нервная обстановка может усугубить ситуацию. В тяжелых случаях лучше вызывать скорую помощь. При труднокупирующихся приступах задержки дыхания могут назначаться транквилизаторы Грандаксин, Атаракс, Тералиджен.

В составе комплексного лечения также нередко рекомендуются физиотерапевтические методики:

  • хвойно-морские ванны;
  • массаж.

Родителям важно пересмотреть свой подход к воспитанию ребенка. Ведь АРП обычно возникает у гиперопекаемых малышей либо у детей, которые испытывают недостаток внимания и заботы со стороны мамы и папы. Необходимо поддерживать свое чадо, но при этом знать меру, давать ребенку проявлять самостоятельность. При этом малыш должен понимать границы дозволенного.

Если причина развития АРП заключается в стрессовых ситуациях, то нужно пересмотреть взаимоотношения в семье. Ребенок не должен расти в атмосфере постоянных криков, ссор. Родителям может быть рекомендован курс психотерапии. Также следует пересмотреть режим дня ребенка.

Важно составить график и четко его придерживаться. Малышу нужно обеспечить здоровый досуг. При часто повторяющихся приступах задержки дыхания важно следить за тем, чтобы малыш недолго просматривал мультфильмы и телепередачи. Компьютерные игры, которые вызывают сильные эмоциональные переживания, лучше заменить на более спокойные и полезные развлечения.

В составе комплексного лечения также нередко рекомендуются физиотерапевтические методики.

Причины судорог при приступе

При длительной задержке дыхания (более минуты) ребёнок теряет сознание и обмякает. Этот тип приступа медики называют неэпилептическим атоническим. Состояние вызвано дефицитом кислорода. Так мозг защищается от гипоксии, потому что в отключённом состоянии ему надо меньше кислорода, чем в рабочем.

Когда приступ переходит в тоническую форму, тело малыша становится жёстким, задеревенелым. Он вытягивается и выгибается. Если в это время дыхание не возобновилось, появляются судороги в виде тремора рук и ног.

Обычно АРП с возрастом проходит. Но бывают случаи, когда они переходят в эпилепсию.

При остановке дыхательной деятельности в организме происходит накопление углекислоты, после чего возникает рефлекс, снимающий спазм в области гортани. Малыш вдыхает воздух и приходит в себя. Аффективно-респираторный приступ подобного рода обычно приводит к глубокому сну на несколько часов.

Но большую часть случаев медики приписывают внутреннему положению в семье.

Что происходит с ребенком во время приступа?

Специалисты условно делят все респираторно аффективные приступы на 4 группы. Это позволяет составить некую классификацию синдрома у детей.

Ссора между родителями.

Симптомы нарушения

Часто в различных источниках можно встретить аббревиатуру АРП — аффективно-респираторный приступ. Патология характеризуется пароксизмами и внезапной остановкой дыхания.

Читайте также:  Монурал при беременности на ранних сроках

Приступ АРП случается в момент психоэмоционального возбуждения. Когда ребенок заходится плачем, на высоте вдоха происходит остановка дыхания на 10-15 секунд. Это может сопровождаться изменением цвета лица или внезапным нарушением моторики.

Остановка дыхания при приступе является рефлекторной реакцией организма на сильные эмоции, испытываемые младенцем. Такой приступ возникает в нескольких случаях:

  • во время плача;
  • при испуге;
  • если малыш больно ударится.

Родители сильно пугаются, впервые столкнувшись с этим расстройством. В момент плача ребенок вдруг резко затихает, его кожа бледнеет либо синеет, при этом он открывает рот, но не может издать ни звука. Как правило, такое состояние длится не более 40 секунд.

Существует взаимосвязь, между изменением цвета кожи ребенка и эмоциями, испытываемыми в этот момент. Побледнение кожи наблюдается в следующих случаях:

  • падение;
  • травма;
  • страх;
  • удар.

Часто при этом ребенок не успевает отреагировать плачем на испытываемую боль, как сразу начинается аффективный приступ. Опасность такого состояния заключается в том, что родители могут не заметить травмирующего воздействия и не понять, почему кожа ребенка бледнеет, а он не может сделать вдох.

Другой тип АРП сопровождается синюшностью кожи малыша во время приступа. Причиной такой реакции часто становятся яркие эмоции – ребенок может быть недоволен или раздражен. Не получив желаемого, младенец начинает сильно плакать. В момент, когда необходимо сделать вдох, чтобы продолжить плач, происходит внезапная остановка дыхания. В это время кожа лица приобретает синеватый оттенок.

Во время приступа возможно повышение тонуса мышц тела. Ребенок может внезапно выгнуться так, будто у него случилась судорога. Как правило, такое состояние самостоятельно проходит и длится не более нескольких минут.

Родители сильно пугаются, впервые столкнувшись с этим расстройством.

Причины судорог при приступе

При длительной задержке дыхания (более минуты) ребёнок теряет сознание и обмякает. Этот тип приступа медики называют неэпилептическим атоническим. Состояние вызвано дефицитом кислорода. Так мозг защищается от гипоксии, потому что в отключённом состоянии ему надо меньше кислорода, чем в рабочем.

Когда приступ переходит в тоническую форму, тело малыша становится жёстким, задеревенелым. Он вытягивается и выгибается. Если в это время дыхание не возобновилось, появляются судороги в виде тремора рук и ног.

Обычно АРП с возрастом проходит. Но бывают случаи, когда они переходят в эпилепсию.

При остановке дыхательной деятельности в организме происходит накопление углекислоты, после чего возникает рефлекс, снимающий спазм в области гортани. Малыш вдыхает воздух и приходит в себя. Аффективно-респираторный приступ подобного рода обычно приводит к глубокому сну на несколько часов.

Пренебрежение может привести к эпилепсии.

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов.

Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще – для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.
Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.
В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства – все ему разрешают и выполняют все его требования – только бы ребенок не расстроился – то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.
Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку – чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.
Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.
Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже – когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды “стоп” к команде “вперед”.
Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды “вперед”, чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.
Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: “Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного”. Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: “Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине”. Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

4. Скажите ребенку правду относительно последствий.
При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: “Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату”.

Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги – в виде подергиваний.

Добавить комментарий