Упражнения для предотвращения детского плоскостопия

Упражнения для детей до года

Плоская стопа у детей до года – обычное явление, так как малыш не получает должной нагрузки на мышцы.

Выполнение упражнений скорее будут общеукрепляющими и подготовят малыша к самостоятельной ходьбе:

  • Аккуратно, медленно вращать стопы малышу.
  • Наклонять стопы и тянуть носочки ребенку.
  • Соединить стопы малышу и мягко надавливать.
  • «Велосипед» стопами.
  • Делать массаж стоп.

Все выполнять аккуратно, без применения усилий.

Удобно расположившись на полу подтянуть согнутые ноги к себе, поднять пятки и сводить разводить их.

Скачать:

ВложениеРазмер
kompleksy_uprazhneniy_i_igr_dlya_profilaktiki_ploskostopiya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc62 КБ

Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Признаки и виды плоскостопия

Свод стопы (поперечный и продольный) – каркас из костей предплюсны, плюсны и фаланг пальцев, который обеспечивают амортизирующую функцию при перемещении. Диагностируется плоскостопие как у взрослых, так и у детей.

Среди причин, вызывающих патологию, выделяют:

  • превышенная масса тела, ожирение;
  • повышенные нагрузки на нижние конечности, длительное стояние или хождение;
  • наследственная предрасположенность;
  • слабость мышечно-связочного аппарата (врожденная либо приобретенная);
  • ношение неправильной обуви (туфлей на высоком каблуке, с заостренной носочной частью, чрезмерно узких, неподходящего размера).

Провоцирующим фактором плоскостопия выступает малоподвижный образ жизни (длительное сидение за компьютером и др.).

  • врожденное (обусловлено аномалиями внутриутробного развития плода; встречается редко, составляет 3% от всех выявленных случаев);
  • приобретенное (в процессе роста человека);
  • рахитическое (развивается как последствие дефицита в организме витамина D);
  • статическое (наблюдается на фоне сниженного мышечного тонуса, сильного переутомления конечностей);
  • паралитическое (образуется после перенесенного полиомиелита);
  • травматическое (возникает вследствие переломов голени и стопы).

Определяют следующие виды патологического изменения сводов:

  • продольное (деформируется вертикальный);
  • поперечный (изменяется горизонтальный).
  • комбинированный (совмещает в себе два предыдущих).

При продольном плоскостопии наблюдаются:

  • полное соприкосновение подошвенной части с земной поверхностью;
  • увеличение стопы в длину;
  • сокращение расстояния межу полом и внутренней стороной ступни;
  • косолапость.

Поперечное плоскостопие характеризуется:

  • уменьшение размера;
  • отклонением большого пальца кнаружи и деформацией второго.

Сопровождают недуг признаки:

  • быстрое изнашивание обуви;
  • боли в стопах при передвижении;
  • повышенная утомляемость ног;
  • чувство тяжести в конечностях;
  • отечность;
  • изменение размеров ноги;
  • носочная часть стопы оказывается повернутой наружу.

слабость мышечно-связочного аппарата врожденная либо приобретенная ;.

Упражнения для профилактики плоскостопия у детей и взрослых

Профилактике плоскостопия у детей следует уделять большое внимание ввиду распространения заболевания среди малышей. Уже в детском саду воспитатели предлагают детям ряд комплексных упражнений, игр и занятий, направленных на профилактику болезни ног. Детский возраст более податлив к корректировке стоп, патологию проще предупредить, чем лечить во взрослом возрасте. Какие упражнения для профилактики плоскостопия будут эффективны детям и взрослым, расскажет статья.

Упражнения для профилактики плоскостопия у детей и взрослых.

Как можно предупредить плоскостопие

Профилактические меры и лечение направлены на тренировку мышц ступни, улучшение кровообращения. Благодаря мягкому воздействию на связочный аппарат происходит коррекция деформированной ноги, колен, стопы. В младшем возрасте проще добиться положительных результатов, пока не произошло затвердения скелета. При подозрении на плоскостопие или минимальной степени деформационных изменений требуется комплекс мероприятий. Разработать терапевтическую тактику поможет ортопед.

Если у ребенка нет диагноза, ортопед не прописал ношение специальных изделий, значит, вам это не требуется.

Лечебная физкультура при плоскостопии у детей школьного возраста

В школьном возрасте можно увеличивать нагрузки, делать более сложные движения. Количество повторений можно увеличить до двадцати. Рассмотрим, какие упражнения лечебная гимнастика при плоскостопии у детей-школьников.

Ребенок сидит на стульчике и выполняет следующие упражнения:

  • Сводит и разводит пятки, постоянно касаясь носками пола.
  • Захватывает ногами мячик и приподнимается на максимальную высоту.
  • Сгибает и разгибает стопы (можно с динамическим усилием).
  • Пытается захватить и приподнять разные мелкие предметы, задействуя пальцы ног.
  • Перемещает ноги вперед и назад только пальцами, тянет стопы по полу, собирает коврик в складки, сдавливает стопами мячик, катает круглую палку, прижимая ее к полу.

Следующие упражнения делаются в положении стоя:

  • Туловище держим ровно, выполняем перекаты с носков на пятки и обратно.
  • Руки разводим в стороны, приседаем на носках. Затем приседаем на пятках.
  • Пусть малыш лазит по гимнастической стенке, распределяя вес тела на центр стопы.
  • Ходит по круглой палке, ребристой доске.
  • Поставьте доску под наклоном, и пусть малыш ходит по ней носками.
  • Полезен массаж стоп посредством специального коврика с супинаторами.

При лечении плоскостопия важна не длительность, а регулярность выполнения упражнений. Нельзя прекращать заниматься сразу после появления минимальных улучшений – результат должен быть закреплен. Лишь совместные усилия малыша, родителей и врача помогут добиться явного прогресса.

Отличное упражнение против плоскостопия для детей – хождение по фасоли босыми ногами, которое обеспечивает полезный массаж. Насыпьте на пол фасоли, и пусть малыш постоит на ней, переминаясь с одной ноги на другую. Если ребенку больно, можно выполнять упражнение каждой ногой поочередно. Благодаря незначительной болевой стимуляции и одновременно воздействию на биологические активные точки способствуют сокращению всех мышц стопы, ввиду чего они укрепляются. При отсутствии фасоли можно использовать специальные коврики, которые можно купить в магазинах. Также можно использовать гречку. Ввиду более мелких зернышек задействуется большее количество активных точек. Для повышения эффективности лечения можно чередовать фасоль и гречку.

Дополнить упражнения для исправления плоскостопия у детей может использование ортопедической обуви и стельки. Стельки приподнимают стопу и восстанавливают ее свод. Однако они не повышают мышечный тонус, поэтому нельзя надеяться только на них – без гимнастики не обойтись!

Стельку нужно подбирать строго по ноге малыша, принося в магазин его обувь. Высота подъема для каждого возраста разрабатывается отдельно врачом. Также, покупая обувь, вы должны предъявить продавцу диагноз малыша с его индивидуальными особенностями и фактическим состоянием.

Пусть малыш лазит по гимнастической стенке, распределяя вес тела на центр стопы.

Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Татьяна Яковлева
Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Гимнастика для стоп как средство профилактики плоскостопия

Основным средством профилактики плоскостопия у детей раннего и дошкольного возраста является гимнастика для стоп, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голеней. Она также благотворно влияет и на общее укрепление организма ребенка. Гимнастика для стоп обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует навык правильной осанки. Физические упражнения, входящие в комплекс гимнастики оказывают хорошее вспомогательное воздействие, улучшают кровоснабжение и тонизируют мышцы, подтягивающие свод стоп.

Предлагаемые упражнения можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельности, так и в самостоятельной двигательной деятельности воспитанников.

Комплекс №1

1. И. п. – стоя, носки и пятки вместе, спина прямая, держась за опору (спинка стула, шведская стенка, выполнить подъем на носки, 5-8 сек. и снова опуститься на стопу.

2. И. п. – сидя на стуле постараться поднять с пола мячик для настольного тенниса или иной мелкий предмет при помощи пальцев ног.

3. И. п. – сидя на стуле, широко расставив ноги, приближайте и отдаляйте от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения тела гусеницы.

4. И. п. – сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты, следует развести колени в стороны и, оторвав пятки от пола, сомкнуть подошвы.

5. Походить 1-2 минуты на носочках, потом 30-60 сек. на пятках, на внутренней и на внешней стороне стопы.

6. Стоя, сомкнуть стопы вместе, а потом развести как можно шире носки, а потом и того же положения развести как можно шире пятки.

7. Не отрывая стоп от пола выполнить 5-10 приседаний.

8. Стоя на одной ноге, вторую согнуть под прямым углом в колене и выполнять вращательные движения голенью, а потом стопой. Сначала по часовой стрелке, затем против. Выполнив по 4 оборота в каждую сторону повторить то же самое с другой ногой.

9. Ходьба гусиным шагом 30-60 секунд, затем столько же в полуприсяде.

10. Захватив пальцами одной стопы карандаш походить так 30-40 секунд.

Комплекс №2

1. Ходьба по коврику с пуговицами.

2. Сидя на стуле, катаем палку ступней.

3. Ходьба по толстой веревке- «змее».

4. Катаем пальцами ног специальный гимнастический обруч.

5. Подпрыгивание на пальчиках (осторожно).

6. Сидя на стуле, подтягиваем к себе коврик пальцами ножек.

7. Захватываем пальцами ног карандаш или ручку, пытаемся что-то нарисовать в воздухе или листе бумаги.

Комплекс №3

Упражнениявыполняются сидя на стуле:

1. Выполняем стопами круговые движения.

2. Тянем носки на себя, затем от себя, не сгибая колени.

3. Сгибание-разгибание пальцев ног.

4. Сведение-разведение носков, при этом пятки не отрываем от пола.

5. Соединяем подошвы (колени не согнуты).

6. Большим пальцем ноге проводим по голени другой снизу вверх, затем меняем ноги.

7. Отрываем от пола носки, пятки поочередно.

8. Захват пальчиками ног различные предметы вокруг себя.

9. Провести подошвой и внутренним краем левой ступни по правой голени, поменять ногу.

10. Катаем подошвой различные овальные предметы.

Комплекс №4

Упражнения выполняются во время ходьбы.

1. Ходьба на носочках.

2. Перекаты с носка на наружную часть стопы, затем обратно.

3. Упираемся на внешние части подошвы, в таком положении стоим 40 секунд.

4 Приседание, не отрывая от пола пятки.

5 Стоя прямо, согнуть одну ногу в колене под прямым углом, выполняем вращения голенью, самой ступней.

Комплекс №5

Упражнения выполняются из и. п.– сидя на стуле:

1. Поджимание пальцев ног- 5 раз.

2. Приподнимание ступни на себя -5 раз. (пятки от пола не отрывать и наоборот).

3. Поочередное поднимание больших пальцев ног. -5 раз.

4. Ступни разверните внутрь, пятки прижаты к полу, поочередно поднимать каждый палец. Повторить- 5 раз.

5. И. п. – сидя на стуле, одну ногу поставить на пол, другую на мяч. Ногами попеременно, перекатывать мяч в разные стороны- 5 раз.

6. Обе ноги обхватывают мячик и поднимают его вверх — вниз -5 раз.

Комплекс №6

И. П. сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

1. «Здравствуйте – до свидания» – совершать движения стопами от себя/ на себя.

2. «Поклонились»– согнуть и разогнуть пальцы ног.

3. «Большой палец поссорился»– двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. Если не получается, можно помочь руками.

4. «Поссорились, помирились»– развести носки ног в стороны, свести вместе.

И. П. сидя на коврике, руки в упоре сзади.

5. «Ёжи»– стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).

6. «Подними платки»– около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз).

7. «Растяни ленточку»– около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3- 4 раза).

8. «Нарисуй фигуру»– пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А,К,Г,Л,П).

9. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

10. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

11. Ходьба на внешней стороне стопы.

Комплекс №7

1. Ходьба на носках, не сгибая ног, руки за головой, туловище прямо- 1-3 мин.

2. «Мишка косолапый» ходьба на внешних сторонах стоп, руки на поясе, туловище прямо- 2-5 мин.

3. Ходьба на носках по наклонной плоскости (по гимнастической скамейке, приподнятой над полом на 25-30 см).- по 5-8 раз вверх и вниз.

4. Ходьба по положенной на пол гимнастической палке, отводя ступни наружу, руки в стороны- 10-12 раз.

5. Ходьба по гимнастической палке правым и левым боком приставными шагами – 10-12 раз.

6. Приседание на палке, держась за гимнастическую стенку – 8-12 раз.

Комплекс №8

Упражнения выполняются в И. п.– лежа на спине:

1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп.

2. Согнуть ноги, упереться стопами в пол. Развести пятки и свести. После серии движений расслабление.

3. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.

4. Ноги согнуты в коленях и разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

5. Положить согнутую в колене ногу на колено другой, полусогнутой ноги. Круговые движения стопы в одну и другую сторону. То же сменив положение ног.

6. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, «охватывая» голень. То же другой ногой.

Комплекс №9

Упражнениявыполняются в исходном положении сидя:

1. Ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно.

2. Тыльное сгибание стоп одновременно и поочередно.

3. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

4. Ноги прямые. Сгибание и разгибание стоп.

5. Положить одну ногу стопой на колено другой ноги. Круговые движения стопой в обе стороны. То же другой ногой.

6. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другое место. То же другой ногой.

7. И. п. – сидя, развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями.

Комплекс №10

Упражнениявыполняются в исходном положении стоя:

1. Стопы параллельно, на расстоянии ширины ступни, руки на пояс. Подниматься на носках одновременно и попеременно. Приподнимать пальцы стоп с опорной на пятки одновременно и попеременно. Перекат с пятки на носок и обратно.

2. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

3. Стопы параллельны. Перекат на наружные края стопы и обратно.

4. Пятки вместе, носки врозь. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

5. Стопы параллельны, руки на пояс. Поочередное поднимание пяток.

6. Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета “Загрузи машину”

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета “Построим лесенку”

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация “Перейди вброд”

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т. п.).

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки, камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног “ловят рыб” (пробки).

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

Консультация «Нетрадиционные средства профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста» Самым лучшим средством профилактики плоскостопия у детей является ходьба по земле, гальке, песку и траве. Но что делать в холодное время.

«Путешествие в джунгли». Конспект физкультурного занятия для профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста Задачи: Образовательные: • упражнять детей в ходьбе и беге в колонне с дополнительными заданиями; • учить детей выполнять общеразвивающие.

Использование корригирующих упражнений как средство профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Каждый из нас постоянно находится в поиске.

Картотека игровых упражнений, направленных на профилактику плоскостопия у детей для старшего дошкольного возраста Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы. Игровое упражнение «Спрячь мышку»Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопияДанный комплекс упражнений направлен как на профилактику, так и на коррекцию.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста кружка «Здоровый ребенок» 1. «Качели» (и. п – о. с, руки на пояс. Поднимаемся на носочки и опускаемся на пяточки) Раскачались все качели, Выше сосен, выше елей. В.

Комплексное использование игровых упражнений по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность.

Комплексы дыхательных упражнений для детей Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному.

Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

Что такое плоскостопие

Плоскостопие – хроническое заболевание, при котором происходит изменение конфигурации стопы, а именно уплощение ее сводов. Форма подошвы человека изменяется, что влечет за собой комплекс проблем для организма. Выделяют несколько причин появления плоскостопия:

1. Врожденная слабость соединительных тканей, а вследствие и связок стоп. Травматологи-ортопеды определили достоверные случаи семейного плоскостопия. Стоит иметь в виду, что данная патология опорно-двигательного аппарата физиологична для детей до 5 лет. Изначально у новорожденных ножки имеют абсолютно плоскую поверхность, а при обретении навыков хождения стопа обретает «взрослый» вид.

2. Перенесенные заболевания мышц, нервных окончаний, в результате которых нарушается тонус стопы, своды расслабляются и стопа уплощается. К этой группе относят рахит, полиомиелит, парезы нижних конечностей (после инсульта, при запущенном остеохондрозе позвоночника, травме нервов).

3. Непосредственно травмы скелета могут вызвать тяжелое плоскостопие. Часто оно возникает вторично после переломов таза, бедра, сложных переломов лодыжки. Данное плоскостопие практически невозможно устранить без оперативных вмешательств.

Это позволяет человеку улучшить свою осанку.

Причины возникновения плоскостопия y детей и важность ЛФК при патологии

Рассмотрим наиболее распространенные причины:

  1. Наследственность. Если кто-то из родственников имеет подобный недуг, то есть вероятность его развития у ребенка.
  2. Травматизм стоп, голени.
  3. Чрезмерная нагрузка на ноги при наличии лишнего веса или подъеме тяжестей. Раннее становление на ножки, когда организм еще не окреп.
  4. Болезни, которые предрасполагают плоскостопие. Одна из них – рахит, возникает при нарушении водно-минерального обмена в организме.
  5. Плоскостопие паралитического характера, которое возникает у детей при ДЦП.
  6. Статическая причина недуга, к которому приводит слабость связок, а также ношение обуви, большой по размеру.
  7. Сидячий образ жизни, который, как ни странно, очень распространен среди детей. Пребывание на протяжении долгого времени за компьютером, посещение кружков, которые предполагают занятия за столом, приводят к обездвиживанию стоп.
  8. Дети, живущие в мегаполисах, страдают данным недугом чаще, нежели деревенские. Ведь живущие в селе долгое время проводят на улице, бегают, прыгают. Играют часто без обуви, что очень полезно для стоп.

ЛФК при плоскостопии у детей – один из методов лечения, который входит в комплекс консервативного лечения. В 85% случаев можно бороться с плоскостопием без прибегания к оперативному вмешательству.

При продольном или поперечном плоскостопии, а также с первой по третью стадию, первым делом назначается комплексное лечение. Оно заключается в массажных процедурах, гимнастике, мануальной терапии, ношении специальной ортопедической обуви.

Лечебная физкультура направлена на укрепление мышц стоп, сухожилий, что позволяет справиться с легкой и средней степенью плоскостопия.

Завершить упражнение необходимо, повернув стопы так, как при хлопаньи руками.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

  • О профилактических мерах
  • Обувь или босиком?
  • Профилактические занятия и гимнастика
  • Питание
  • Массаж

Плоскостопие — далеко не безобидный недуг. Нарушение анатомии стопы может привести к серьезным проблемам с позвоночником, нервной системой, опорно-двигательным аппаратом. Стопа ребенка растет и формируется до 7-8 лет. Только в подростковом возрасте можно с уверенность сказать, если ли у ребенка плоскостопие.

От рождения плоская стопа наблюдается у каждого младенца. Профилактика плоскостопия особенно важна в дошкольном возрасте, когда идет интенсивный рост. Если в это время не будут допущены тотальные ошибки, вероятность развития плоскостопия будет минимальной.

Высота свода стопы человека генетически унаследованная особенность.

© Instagram @olgaanistiforova

Обязательно держите в тонусе мышцы стопы и голени. Мышцы не только приводят в движения различные участки опорно-двигательного аппарата, но и стабилизуют его и участвуют в поддержании такой важной функции, как амортизация стопы. Поэтому от силы и тонуса мышц зависит состояние сводов стопы.

Существуют основные неспецифические упражнения.

Сгибание и разгибание пальцев стопы.

Подъем на носочки. Чтобы упражнения были эффективными, необходимо каждое из них делать по 20 повторений с задержкой в 2-3 секунды в крайних положениях по 3-4 подхода. Перед упражнениями обязательно разомните стопы, чтобы исключить травматизацию.

Больше ходите босиком по естественным поверхностям. Помните, что стопа не предназначена для хождения по жесткой поверхности и в обуви. Поэтому естественные условия и хождение без обуви способствует ее оздоровлению.

Ребенок рождается с плоскостопием, это норма для него и на первых месяцах жизни ничего не нужно исправлять.

Содержание

Плоскостопие — это уплощение свода стопы, которое может быть врожденным либо приобретенным. Однажды возникнув, плоскостопие довольно быстро прогрессирует. Чем раньше будет диагностирована проблема и приняты меры лечения и профилактики, тем с большей вероятностью удастся излечить болезнь или приостановить ее развитие.

Упражнения для лечения плоскостопия у детей.

Что такое плоскостопие

Плоскостопие — это заболевание, при котором своды стопы становятся плоскими. Из-за того, что ходьба — неотъемлемая часть жизни, любые нарушения в здоровье ног негативно сказываются на многих органах. При плоскостопии проблемы появляются в коленных суставах, бёдрах и позвоночнике.

Заболевание может быть как врождённым, так и приобретённым. К одиннадцати годам почти половина детей страдает плоскостопием. Однозначно назвать причину его возникновения нельзя, но выделяют несколько основных:

  • Избыточный вес;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Высокие нагрузки на ноги;
  • Последствия заболеваний, вызывающих паралич мышц и связок стопы: ДЦП, рахит, полиомиелит и др.;
  • Травмы;
  • Слабость мышц и связок.

Важно вовремя заметить начало деформации стопы. Обычно в первую очередь внимание на изменения в походке ребёнка обращают родители или воспитатели в детском саду. Реже малыш сам жалуется родителям на изменения. Вот признаки имеющейся проблемы:

  • Косолапость, когда малыш наступает не на всю стопу, а только на внутренние края или сильно подворачивает ступни внутрь.
  • При долгой носке подошва обуви (особенно заметно на каблуках) стаптывается с внутренней стороны гораздо сильнее.
  • Ребёнок не любит долго ходить, а если, всё же, приходится, то жалуется на боли в ногах и спине.

Если есть хотя бы один из перечисленных признаков, то нужно обратиться к врачу-ортопеду. Даже если нет твёрдой уверенности в том, что что-то не так, лучше проконсультироваться — это позволит предупредить болезнь.

Здоровая стопа опирается только на три точки: в области мизинца, большого пальца и пятки. Эти точки соединены сухожилиями, связками и мышцами, которые образуют своды. Своды бывают двух типов в зависимости от расположения:

  1. Продольные, которые проходят по внутреннему краю стопы;
  2. Поперечные, которыми соединены основания большого пальца и мизинца.

При плоскостопии опора перемещается на середину стопы, а эти своды уплощаются. Продольное плоскостопие можно обнаружить даже при осмотре: кожа на своде должна быть нежно-розового цвета. Если она синюшная, багровая или, наоборот, слишком бледная, нужно обратиться к врачу.

Важно обращать внимание на детей годовалого возраста. У них проблемы с ногами не так очевидны, потому что подворачивание стоп и косолапость чаще всего списывают на детский возраст. На деле, если в год малыш весит больше 12 килограммов и подворачивает стопы при ходьбе, нужно обратиться к врачу.

Если ребёнок не ходит, то упражнения ему помогают выполнять родители.

Как избавиться от плоскостопия: массаж и полезные упражнения

Руководство по укреплению свода стопы и исправлению осанки от немецких ортопедов.

Лайфхакер вместе с врачом Максимом Сергеевичем Рыковым разобрались, какие упражнения выполнять, чтобы исправить плоскостопие.

Врач, эксперт по лечению и диагностике в клиниках Германии.

Кости стопы и голени окружены мышцами и связками, за счёт которых формируется свод стопы, арка с её внутренней стороны.

Упражнения и игры для профилактики плоскостопия дошкольников.

Плоскостопие — одно из самых рас­пространенных заболеваний опорно-дви­гательного аппарата у детей. Это дефор­мация стопы с уплощением ее свода. Порой родители не осознают серьезно­сти этого заболевания, так как со стороны оно поначалу не заметно и на первый взгляд не оказывает значительного нега­тивного влияния на ребенка. Однако это заблуждение может привести к печальным последствиям. Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропа­дает амортизация, и при ходьбе вся «отда­ча» (встряска) достается голени и тазобед­ренному суставу, что может привести к артрозам. Поэтому плоскостопие обяза­тельно нужно предупреждать и лечить.

Все берутся за руки.

Читайте также:  Народные средства от влажного кашля
Ссылка на основную публикацию