Упражнения при дисграфии у школьников 1-2 класса

Упражнения при дисграфии у школьников 1-2 класса

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок не
может овладеть письменной речью не из-за того, что он ленится или не знает правил, как может показаться на первый взгляд, а из-за нарушенных высших психических функций, контролирующих написание слов. Без целенаправленной коррекции повысить грамотность письма практически невозможно.

Дисграфия корректируется в течение нескольких лет, поэтому пятерки и четверки появятся в лучшем случае в классе пятом.

Карточки для преодоления дисграфии

Обозначение гласных звуков буквами

Вставь гласную букву в начале слова.

_ кунь, _зел, _ глы, _ хо, _ зредка, _ стный, _ гол, _ адрес, _ жил, _ мя, _ вгуст, _ тренник, _ слик,

_ жин, _ хнул, _ тпуск, _ мный, _ стров, _ тлас, _ ист, _ лей, _ тка, _ кна, _ кна, _ ней, _ гры,

_ рден, _ тот, _ дик.

Вставь гласную букву в словах, в которых гласный звук является безударным.

_ птека, _ зюм, _ дут, _ шли, _ льбом, _ ктёр, _ таж, _ зоры, _ кзамен, _ чёба, _ рбуз, _ кула, _ борка, _ читель, _ лмаз, _ кран, _ пельсин, _ страда, _ пал, _ сфальт, _ жасный, _ зложение.

Запиши слова, распределяя их в столбики в соответствии с символами:

 – с гласным звуком А

∆ – с гласным звуком О

⌂ – с гласным звуком У

◊ – с гласным звуком Э

○ – с гласным звуком И

● – с гласным звуком Ы

Куст, сок, сын, наш, дым, зуб, шкаф, сон, мал, мышь, был, лук, бык, мак, сыр, соль, ток, суп, рос, мох, лось, пар, мыть, пусть, дуб, сад, март, гусь, бак, бык, пыль, сом, рот, рис, шаг, шар, боль, рыть, внук, жук.

Прочитай слово. Замени в нём гласную букву так, чтобы получилось новое слово.

Обозначение согласных звуков буквами при написании при написании слов

Замени согласную букву на конце слова так, чтобы получилось новое слово.

Замени в начале слова согласную букву так, чтобы получилось новое слово, а где возможно – несколько новых слов.

«Верни буквы на место»

_ а_ ыпанный _ негом ле _ _ казочно кра _ ив.

Ли _ а и _ оня _ пешат на _ аснеженную поляну.

Ли _ а увидела _ леды _ айца.

_ оня слепила _ неговика.

Вме _ то но _ а у него морковка.

Пусть это будет подарком для _ айчика.

«Верни буквы на место»

Прошли до _ ди – грибов _ ди.

Ма _ а и Я _ ша идут в лес.

Грибники не спе _ ат, гриб мо _ ет быть под листвой.

Под ногами _ ур – ат листья.

Вот красивы _ ёлудь.

Еловая _ и _ ка то _ е пригодится.

Вот послы _ ался _ орох.

Это ё _ ик спе _ ит по тропинке.

«Верни буквы на место»

В _ олях _ оказались _ ервые _ роталины.

На _ ухли на ветках _ очки.

_ о _ лыли _ о не _ у _ елые _ ушистые _ арашки

_ ервые _ерелётные _ тицы скоро _ оявятся в наших краях.

Ре _ ята ждут _ ольших _ еремен в _рироде.

«Верни буквы на место»

Ле _ о с _ ояло жаркое.

В _ оме _ ухота.

От жары все спрятались в _ень _ ерева.

_ ам с _ ои_ с_ ол и _абуре _ ки.

На с _ оле в кувшине с _ ои _ чис _ ая во _ а.

Ря _ ом с _ омом ка _ ушка.

Сего _ ня в ней купаю _ ся воробьи, на _ во _ ой кружат с_ рекозы.

«Верни буквы на место»

_ де цвето _ там и медо _.

_ ора с _ орой не сойдётся, а челове _ с челове _ ом стол _ нётся.

Кни – а – лучший дру _.

О _ ончил дело – _ уляй смело.

_ вастун – пустой челове _ к.

_ удо тому, _ то добра не делает ни _ ому.

_ орошая _ озяйка и из пету _а у _ у сварит.

«Верни буквы на место»

Ку _ т _ ур _ ит – _ рый _ айка.

_ абавного _ уравля на_ вали _ уркой.

Пу _ и _ тые _ не _ инки _ акру _ ились в моро _ ном во _ духе.

_ ве _ ий ветер о _ ивил _ агру _ тив _ ие ли _ тья.

«Верни буквы на место»

Сегодня у _ аи день _ождения.

Она наде _ а новое п _ атье.

Мама для _ аи испечёт _ юбимые пи _ ожки и ват _ ушки.

В гости она приг _ асила д _ узей: И _ у, Ми _ у, К _ а _ о, _ ому, Во _ одю.

Всем будет весе _ о.

«Верни буквы на место»

Зака _ ались на липе жёлтые _ веточки.

_ дрый медовый запах наполнил ве _ерний воздух.

Деревья в _аще слились в _ернею _ ую массу.

Сы_ прокри _ ал о наступлении но _ и – _ арства тьмы.

Звук и буква. Позиция звука в слове.

Раскрась квадратик соответственно третьему звуку в словах: если при произношении слышим гласный звук – красный цвет, если слышим твёрдый согласный звук – синий, если мягкий согласный звук – зелёный. Если буква обозначает два звука – дорисуй рядом второй квадратик и раскрась их в соответствующие цвета.

Сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ.

1. Поставь гласную букву рядом с согласной буквой. Запомни волшебную фразу: «Слышу твёрдо – пишу мягко, слышу мягко – пишу твёрдо». Как ты её понимаешь.

Крич_, ч _ стый, молч _, ж _ р, суш _ л, стуч _. Ч _ йка, шалаш _, ч _ жой, щ _ ка, ищ _, ч _ с.

Луж _, пряч _, рощ _, ч _ лан, пищ _, ж _ лка.

Крич _ л, мыш _, лыж _ , сторож _ л, ч _ лок.

Ч _ йник, лопоч _ т, ч _ родей, муж _ к.

Кувш _ н, ж _ раф, чертеж _ , афиш _ .

Верш _ на, туч _ , нач _ ло, щ _ вель, пряч _ тся.

2. Подчеркни согласные буквы, рядом с которыми ты написал гласную: зелёным цветом, если при произношении слышим мягкий согласный звук; синим, если слышим твёрдый согласный звук.

Укажи цифрой в скобках позицию мягкого согласного звука в словах:

Петушок ( ), морковь ( ), монета ( ), букет ( ), журавли ( ), книга ( ), сойка ( ), пакет ( ), зерно ( ), знамя ( ), пакет ( ), фабрика ( ), фонари ( ), новость ( ), кувшин ( ), ладонь ( ).

Ставь сочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в скороговорки:

Волки ры _ _ т, пи _ _ и _ _ т.

Та _ _, та _ _, не дота _ _, боюсь, что выпу _ _.

В _ _ вом уголке _ _ ли у _ _ и е _ _.

С _ _ ла Саша Сашке шапку, а Саша шапкой _ _ шку с _ _ б.

Чешуя у _ _ чки, щетинка у _ _ шки.

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ

Спиши предложения. Подчеркни слова, имеющие парные гласные буквы.

Все наблюдали за полётом орла.

Соловей поёт по ночам.

Маяк показывает путь морякам.

Подружки гуляют в саду.

Заяц спасся от лисы.

1. Существуют парные гласные буквы. Произнеси и подумай, почему они считаются парными?

2. В те слова, где необходимо, вставь парную той гласной, которая уже есть в слове. Если невозможно поставить требуемую букву, то зачеркни слово:

Сан _ , рук _ , клюн _ л, слив _ , косм _ с, кост _ р, ут _ г, пам _ ть, по _ т, бокс _ р, Вал _ , вил _ , ор _ х, Ан _ , весл _ , мух _ , пол _ т, скамь _ , ма _ к, птиц _ , пож _ р, ба _ н, сал _ т, лап _ , лип _ , мес _ ц, киты, ов _ с.

Подчеркни слоги, содержащие мягкий согласный звук.

СА, СЕ, ЛЁ, РЕ, МУ, МИ, ЗЯ, ФА, ДО, РЁ, КИ, БО, ГЕ, ТО, ЛА.

АРО, АТИ, ПРА, ГРУ, СМИ, КВА, КВЕ, ДРЯ, СВА, СВИ, ЖНЕЕ, ГЛЮ.

Составь и запиши предложение с данным словом.

1. Подчеркни в словах те буквы, которые вызывают отличие друг от друга.

2. Объясни значение данных слов.

Спиши стихотворение. Подчеркни повторяющуюся букву « Д» следующим образом: если это твёрдый звук – синим цветом, если мягкий – зелёным.

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому дедушке седому.

Вставь пропущенные гласные буквы. Подчеркни цветными карандашами буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Я вз _ л пил _ и доску пил _. Л _ ся л _ ит свою сестр _ Тан _ . В сад _ видели дяд _ Вас _. Цветы у Вал _ завв _ ли. Сын гл _ дит, как мама гл _ дит. Кол _ был р _ д, что попал в первый р _ д. У Л _ бы новый ут _ г. У т _ ти Т _ ни тел _ нок З _ рька.

Вставь пропущенные гласные буквы. Подчеркни цветными карандашами буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Я с _ ду в с _ ду и посл _ ша _ л песн _ соловья.

Удивительный реб _ нок Ал _ ша.

Сер _ жа и Т _ ля кормят тел _ нка.

Ал _ ша и Бор _ нес _ т с _ стре пел _ нки.

« Ы» или « И»? Вставь буквы, чтобы получились слова.

П _ р, б _ ть, м _ ть, т _, сп _ , м _ , м _ р, в _ , с _ р, п _ ск, п _ ль, в _ зг.

Как изменится смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный « И», заменить на « Ы»?

Карточки для преодоления дисграфии.

Упражнения при дисграфии у школьников 1-2 класса

Методическая разработка

«Комплекс упражнений по профилактике дисграфии у младших школьников»

Для предупреждения и профилактики дисграфии у детей, необходимо использовать специальные упражнения для устранения специфических ошибок при письме.

1.Филворд.

а. Найди и подчеркни названия птиц (читая буквы по вертикали и горизонтали)

Слова филворда : стриж, грач, чайка, воробей, сорока, ворона, иволга, синичка, сыч, сойка

б. Найди и выдели названия цветов

Слова филворда :алый, бежевый, белый, бирюзовый, ванильный, васильковый, голубой, жѐлтый, зелѐный, золотой, индиговый, коралловый, коричневый, красный, лимонный, малиновый, оранжевый, розовый, салатный, серебряный, серый, синий, сиреневый, фиолетовый, чѐрный

в. Найди названия 12 месяцев

2. Морской бой.

Прочитай шифр и напиши слова.

А1Г3 – Г2А4Д3 – Д1Б2 – Б3Д2 – Г4Д4 – Б4А2 –

А1Г3 – фартук Г2А4Д3 – ракушка Д1Б2 – сундук Б3Д2 – утюг Г4Д4 – обруч Б4А2 – свитер

3. Буквы-прилипалы.

Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ(запиши).

Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал.

Уыпыадуыты ныа зыемылыю сывыерыкыаыюыщыиые сынеыжыинкыи

Лаеса аи паолае баудауата баеалыамаи.

Сльн мрз згн млкх зврй в нрк.

Скоро наступит зима. Упадут на землю сверкающие снежинки. Лес и поле будут белым. Сильные морозы загонят мелких зверей в норки.

4.Сбежавшие гласные.

Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа

Смь рз тмрь –дн рз тржь. е а о е о и а о е

Бз трд н втщшь _ pбк прд. е уа е ыаи и ыу и уа

Н мй ст рблй, _ мй ст дрзй. е ие о уе а ие о уе

Нвх дрзй нжвй,_ стрх н трй. Оы уе аиа а аы е аыа

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Делу время – потехе час.

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

5.Тесты с пропусками гласных. Разные уровни сложности.

Вставь гласные. Запиши

Б_лк_ ж_в_т в д_пл_. _ б_лк_ п_ш_ст_й хв_ст . _ б_лк_ т_пл__ шк_рк_.

_й з_м_й т_пл_. _н_ ч_ст_ с_д_т н_ с_чк_.

_ М_ш_ ж_л к_т. Зв_л_ к_т_ Р_ж_к. Хв_ст _ Р_ж_к_ п_ш_ст_й. М_льч_к ч_ст_ _гр_л с к_т_м. _н_ б_л_ др_зь_.

Д_д_ _р_ пр_н_с кн_г_. Т_м з_йк_ _ м_шк_, Т_н_ _ м_ч_к, сл_н _ к_нь. М_ л_б_м ст_х_.

Пр _бл _ж_ _тс _ _с _нь.

Ч_щ _ ст_л _ в _п_д_ть д _жд _. З _мл _ в с_д _ _ж _ _с _п_н_ ж _лт _м _ л _сть _м _. Р _ж _ сл _шн _ г _л _с_ п _вч _х пт _ц. _н _ г _т _в _тс _ к п _р _л _т _ в т _пл _ _ кр_ _.

_ д _м_ р _с кл _н. Н_ в _тк _ кл _н_ с _л _ пт _ц _. _т _ г_лк _. С _р _ж_ д_л _м кр _шк _ хл _б_ _ з _р _н.

Л _б _м_ _ _гр _шк_.

Шл _ дн _. Пл _ш _в _й м _шк_ п _ст_р _л. Н _с _ _ш _ ст_л _ т _мн _м _ _ гр _зн _м _. Н _тк _ т _рч_т н_ ж _в _т _. Н _ М _т _ л _б _л _гр_ть с н _м. М_льч _к бр_л _гр _шк _ в кр _в_ть.

Ст _ _т д _к_брь н_ дв _р _. Тр _щ_т л _т _ _ м _р _з _. Д _ _т х _л _дн _ _ с _льн _ _ в _тр _. Б _р _зк _ _ л _п_ ст _ _т б _з л _сть _в, г _л _ _. Т _льк _ с _сн_ д_ _ль в з _л _н _м н_р _д _. М _дв _дь з_л _з в св _ _ б _рл _г _ _ сп _т. Б _лк_ в д _пл _ _ст гр _бк _ _ _р _шк _. В _лк _ п _ н _ч_м в _ _т _т г _л _д_.

З _м _й в л _с _.

Н_ст _п_ _т р_нн _ _ з _мн _ _ _тр _. М _гк _ хр _ст _т п _д н _г_м _ сн _г. В _т _чк _ б _р _з _кр_ш _н _ п _ш _ст _м _н _ _м. Ц _п _чк_ сл _д _в вь _тс _ п _ л _сн _й _п _шк _. П _ с_м _м _ кр_ _ п _л _нк _ пр _б _ж_л з_йк_. В _с _л_ _ ст_йк_ пт _ц пр _н _сл_сь н_д _п _шк _й л _с_. _н_ р_зм _ст _л_сь н_ в _рх _шк _ ст_р _г _ д _р _в_. Х _р _ш _ п_хн _т в л _с _ см _л _й _ хв _ _й.

Вставь только гласные а, о

Был_ зим_. Был_ х_л_дн_. Ир_ ,_лин_ п_шли н_ г_рку. _ни весел_ к_т_лись с горки. Т_м был_ мн_г_ ребят. Юр_ и Свет_ бег_ли с с_б_к_чк_й Жучк_й. _н_ л_ял_ и вилял_ хв_ст_м. Ск_р_ стемнел_. Ребят_ р_з_шлись п_ д_м_м.

6.Подружи слова

Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти правильно, запиши.

Читайте также:  Чем полезна стручковая фасоль — 7 доказанных свойств

Птица летит над небом.

На столе лежит красная яблоко.

На дереве выросли сладкие слива.

И Аллы зацвел роза.

Учитель пишет в доске.

Паша рисует за альбомом.

Анна вяжет теплое шарф.

В небе светила яркая солнце.

На клену распустились разноцветные листва.

Мама поднимается вниз по ступеням.

По улице шел сильная дождь.

И детей красивые машинка.

Света надевает теплое шубку и длинная шарф.

Ваня бежал лесу по.

Руслан над первым классе.

У зоопарка живут редкие животные.

Кот гулял за крыше.

Шишки падают по землю.

Собака Жучка лает в кота.

Игорь катается с велосипедом.

Инна с папой катаются на лодке в реке.

На телевизоре сегодня показывают интересные фильмы.

Кошка вошла из дома.

Белые снег лежит на полях и деревьях.

7. Тексты без границ слов.

Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно

Душистойсмолойпахнетбор.Устаройсосныпрыгаютбелки.Снялизверькипу шистыесерыешубки.Рыжимисталиунихспинки,пышныехвосты.Всюдолгуюзи мубелкижиливлесу.

8.Тексты без заглавных букв и точек.

Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.

повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости это птицы с красной шапочкой, снегири они летят к красной рябине и клюют плоды у белочки запасы еды в своѐм дупле спит медведь в берлоге в новой шубке заяц новый красивый наряд у лисицы-плутовки в своей норке ѐж накрылся листьями зарылись в мох лягушки только голодный и злой волк бродит на лесной опушке

под густой зелѐной ѐлочкой заяц строит свой дом переменила белка шубку на зиму чинит гнездо лиса бегает по полям роет мышиные норки забрался под низкий пень хорѐк у него там просторные хоромы ѐжик укрылся опавшими листьями и уснул на всю зиму ушѐл глубоко в землю крот лесные мыши попрятались в мох скрылись и лягушки забрались в ил

стоял жаркий день вдруг налетел ветерок набежала тѐмная туча она не спрятала солнце полил дождик солнце осветило окрестность капли дождя тяжело ударяли по цветам и траве они повисли на травинках и листочках в каждой капельке-дождинке играл солнечный луч перестал дождь посмотрите на небо кто-то выстроил разноцветный мост от заречных лугов до деревни идѐт легкий парок от земли воздух наполняет запахи полевых цветов

маленькая девочка аня потерялась ее бабушка льѐт слѐзы взрослые позвали на помощь собаку роя он обнюхал детские тапочки и потянул за собой ребят на улице рой быстро взял след а вот и потеряшка у входа в парк стояла малышка аня радостно побежала к бабушке

высоко в небе светило весеннее солнце ребята вывели козлят на свежую сочную травку откуда-то доносился запах гари и дыма это горела сухая трава огонь уже лизал нижние ветки юных деревьев ребята срубили еловые веткилапы и начали тушить пожар из муравейника тонкой струйкой шѐл дымок муравьи пережили трудную и долгую зиму не довелось им встретить весну и тѐплое лето поникли сосны и ели не поют уже птицы на кочках видны горстки пепла

9.Восстанови предложение и рассказ.

Составьте и запишите предложения, а затем связный текст из предложений. Озаглавьте его.

ѐжика, подарил, дедушка, ребятам

в, он, летом, жил, сарае

ежик, в, зимой, норе, уснул

голодный, ежик, вернется, весной

жалобно, лесу, в, стонут, деревья

мчится, голы , по , ветер, ветвям, холодный

настоящая, зима, пришла, уже

верхушки, деревьев, качает ,он

дни, мягкие, серые, стояли

легким, завалила, город, зима, снежком

стоят, деревья, снегу, все

узкую, утром, беседке, к, расчистили, мы, дорожку

в, сидят, гнезде, птенцы

громко, они, пищат

есть, хотят, малыши,

к, летит , ним, мама

червяка, она, несет, маленького

птичка, детей, спешит, своих, покормить

резкий, часто, ветер, дует

с, листья, деревьев, опадают, жѐлтые

и, частый, днем, дождь, ночью, моросит

журавлей, небе, крик, грустный, в, раздался

снег, деревья, накрыл, пушистый

следов, на, много, снегу, видно

проскакал, ночью, хорек, вот

ведут, следы, к, берлоге, медвежьи

заячьи, на, полянке, следы, оставлены

вьюги, удивительным, стал, после, лес,

хвойной, ель, в, стояла, кольчуге

шапка, макушке, на, снежная, сосны,

сугроб, полянке, на, у, возвышался, тропинки

10. Отличаем похожие буквы

а. Расшифруй эти глаголы. Следи за написанием букв, обозначение шифровки п-3 , т-2

3о2и3ь ко23и3ь с2 е3ь 3олс3е3ь 3о23а3ь ки2я3и3ь 2омни3ь 2о2и3ь.

Расшифруй и запиши предложения.

О3 3о2о3а ко2ы3 2ыль 2о 2олю ле3и3

3о2ор и 2ила-инструмен3ы

До 2оры ос3ры 3о2оры.

б.Расшифруй слова, где буква « д» – ↓.

↓очка, у↓о↓, ↓е↓ушка, ↓орога, чу↓ак, ↓ела. ↓, ра↓ость, ↓у↓ит, ро↓ня. о↓наж↓ы, ↓Ом, у↓очка, ↓ое↓ает О↓елал, ↓еньги ↓о↓елать, ↓ога↓аться

Расшифруй слова,где буква «б» – ↑.

↑а↑очка, ↑а↑ушка, ↑у↑нить, ↑у↑енцы,↑очка, у↑рал,↑умага,↑о↑ы, за↑ота, ↑илет, за↑ыл, о↑ратно,↑ар↑арис,↑у↑ен,↑усы, у↑ежал, ↑а↑ушка,↑уквы.

Расшифруй словосочетания и запиши «б» – ↑,« д» – ↓.

Из данных слов составь и запиши предложения. Вставь буквы б,д

1) На, _ыло, _ятла, _упло, _у_е.

2) _а_ушка, гри_ы, _етям, и, _руснику, со_ирала.

3) У, _е_а, _оро_а, Мороза, _елоснежная, _линная.

4) На, _ыло, _лю_це, я_локо, _льшое.

5) Около,_ереза, _ыла, _ома, старая, _елая, _ольшая.

Озаглавьте его.

Скачать и распечатать задания

Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, и работать только с ними.

Диагностика дислексии у ребенка.

При выборе той или иной методики коррекции нарушения чтения, нужно точно знать ее причины и тип дислексии, поэтому прежде чем начать работу с логопедом, требуется детальная и профессиональная диагностика несколькими специалистами. У ребенка должны быть проверены зрение и слух, способность к обучению (умственное развитие). Диагностику проводят специалисты: отоларинголог, психоневролог, логопед, психолог. Возможно, потребуется, обращение к другим специалистам.

Ребенок с дислексией не непослушный ребенок, который не хочет читать, и не умственно отсталый, это обычный ребенок, у которого есть некоторые трудности с чтением.

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

ПМПК и тьюторство.

Дидактические упражнения для коррекции дисграфии

В настоящее время среди учеников начальных классов имеется большой процент детей, страдающих от различных нарушений письменной речи и чтения. Многие родители не обращают внимания на ошибки своего чада и пускают ситуацию на самотек, думая, что со временем все наладится, но такие проблемы у ребенка могут появиться из-за мозговых нарушений, которые нужно обязательно корректировать. Заболевание дисграфия у младших школьников хорошо поддается коррекции при правильном выполнении упражнений.

Данное заболевание обычно проявляется у учеников младшего возраста, наблюдаются следующие признаки нарушения письма: искажение слов, неправильная вставка звуков и их замена по созвучию, неправильный порядок слов в предложении при аграмматической дисграфии. Симптомы недуга возникают из-за не сформированных психических функций мозга, то есть ребенок может знать и понимать все правила русского языка, но допускать нелепые ошибки при письме.

Это заболевание нельзя игнорировать, так как последствия бывают очень серьезными, и остаются на всю жизнь: появляются комплексы перед сверстниками, вследствие чего формируется слабая личность с кучей психологических проблем.

Дидактические упражнения для коррекции дисграфии развивают память, внимание, мышление, помогают наладить речь и письмо, поднимают настрой ребенка на успешное обучение.

Система коррекционно-развивающих упражнений, направленная на преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников

Система упражнений направлена на преодоление аграмматической дисграфии у школьников.

Данная система коррекционно – развивающих упражнений соответствует ФГОС начального общего образования, так как в ее структуре есть задания, направленные на овладение первоначальными представлениями о грамматических нормах русского языка.

Структура данной системы представлена несколькими разделами, следующими друг за другом в чёткой последовательности, определяющей содержание коррекционно-развивающего обучения школьников с аграмматической дисграфией в соответствии с методическими рекомендациями И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, О. В. Узоровой, Е. А. Нефёдовой, А.В. Ястребовой. Задания включают в себя инструкцию и образцы их выполнения.

Упражнения можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках русского языка, для проведения логопедической работы по предупреждению и преодолению аграмматической дисграфии, а также для работы дома.

После неуспехов в школе, он должен почувствовать пусть и маленький, но успех.

Дисграфия у школьников

Дисграфия очень похожа на банальную безграмотность и незнание правил языка. Однако проблема кроется значительно глубже. Чтобы понять, в чём разница, достаточно взглянуть на следующий пример. Необходимо попросить ребёнка написать слово «предложение». Человек, который не знает правил русского языка, скорее всего сделает ошибку в начале слова и напишет «придложение». У ребенка с дисграфией это слово может выглядеть, как «бретлошение».

Почерк у детей с патологией часто бывает неразборчивым и неровным. Чтобы написать слово, ребёнку требуется приложить много усилий. При этом он пишет медленно. Если больной обучается в классе с обычными детьми, он может испытывать переживания из-за медлительности, допускаемых ошибок. Дополнительно усугубляет проблему недовольство учителей. В речи ребенок, страдающий патологией, часто не может строить длинные предложения. Он предпочитает молчать или говорит очень кратко. Из-за этого пациент не может общаться со сверстниками. Ему кажется, что все одноклассники настроены против него.

Статистика показывает, что патология может сопровождаться другими заболеваниями. Чаще всего дисграфия выявляется совместно с дислексией. Дополнительно у ребенка могут присутствовать проблемы в речи и нарушения иных физических функций.

Ему кажется, что все одноклассники настроены против него.

Что такое дисграфия

Дисграфия у детей – наличие систематических одинаковых ошибок при письменной речи по причине нарушения деятельности головного мозга.

Читайте также:  Лечение шизофрении в домашних условиях

Не стоит паниковать, если малыш случайно перепутал местами несколько буковок в домашнем задании. Но если такие описки происходят регулярно – возможно, это уже не невнимательность, а серьезное заболевание.

Впервые ставят диагноз дисграфия младшим школьникам. Даже если ошибаются четырехлетки или пятилетки, это считается абсолютно нормальным явлением.

Чаще всего встречается в билигвальных семьях, при длительной жизни за рубежом, применении некорректных методик раннего обучения иностранному языку.

Дисграфия, виды дисграфии у школьников, приемы коррекции

Маркова Ольга Анатольевна
Дисграфия, виды дисграфии у школьников, приемы коррекции

Частичное расстройство процесса письма обозначают термином дисграфи я. Применительно к младшим школьникам точнее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Основными симптомами дисграфии являются специфические (т. е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.

Наибольшее распространение патология получила среди младших школьников в связи с тем, что множество детей в настоящее время страдает фонематическим или общим недоразвитием речи. Если имеет место подобное нарушение, освоить письмо становится значительно труднее.

Сегодня существует большое количество разновидностей этой патологии. Выделяют следующие виды дисграфии:

1. Оптическая. Ребёнок зеркально отображает символы или предложения. Он может писать буквы не полностью, воспроизводить их на бумаге с лишними частямиили заменять на сходные по написанию (например, б/д, п/р, и/ш, п/т и т. д.).

Коррекция. Развитие зрительного восприятия, детальный разбор элементов буквы. При зеркальном письме медленное продвижение по строке в нужном направлении, обведение букв, сравнение с неправильно написанными, нахождение правильно написанных букв среди неправильно написанных.

2. На основе нарушения звукового и языкового анализа и синтеза:

– пропуски согласных при их стечении (дожи-дожди, деки-деньки);

– пропуски гласных (девчки-девочки, пошл-пошли, тчка-точка);

– перестановки букв (кулка-кукла, пакельки-капельки);

– добавление букв (весная-весна);

– пропуски, добавления, перестановки слогов (весипед-велосипед);

-трудности со слитным и раздельным написанием слов (наполке).

Коррекция. Выкладывание слов из разрезной азбуки, запись слова с проговариванием слова по слогам, а слога- по буквам, вставка пропущенных букв, выкладывание жетонов по количеству слов в предложении, повторение предложения с разделением жестами слов и показом заглавных букв и точки.

3. Акустическая (на основе нарушения фонемного распознавания). Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч – ть, ч-щ, ц-т, ц-с, с-ш, з-ж, б-п, д-т, г-к и т. д., а также гласные о-у, е-и. Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным (необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи).

Коррекция. Все задания на развитие звукового анализа и синтеза. Задания на дифференциацию звуков по различным признакам.

4. Артикуляторно-акустическая. Похожа на предыдущую разновидность патологии. Возникает из-за неверной артикуляции, которая приводит к неправильному мысленному представлению о структуре слова.

Коррекция. Формирование правильного звукопроизношения.

5. Моторная. Редко связана с познавательными особенностями. Обычно появляется из-за того, что ребёнок не может верно управлять рукой при письме. Это может проявляться в низкой скорости написания слов или постоянном изменении наклона и размера букв. Иногда возможен слишком слабый или слишком сильный нажим на бумагу. Линии получается дрожащими. Имеет место быть скованность движений. Особенно такое явление заметно при переходе от одного символа к другому.

Коррекция. Прописывание элементов букв и целых букв на различной поверхности (в воздухе, по манке, вырезание букв из наждачной бумаги, конструирование букв из различных материалов, развитие мелкой моторики, работа с мелким материалом.

6. Аграмматическая. Наблюдается из-за грамматической несогласованности в словосочетаниях. Ребёнок может путать род, склонение, падежи, числа, подменять предлоги. Возможно допущение ошибки в проверках гласных в корне, если на них не падает ударение. Такое явление чаще всего наблюдается при длительной жизни за рубежом. Некорректная методика раннего обучения иностранному языку также способна привести к возникновению такого явления.

Коррекция. Уточнение и усложнение структуры предложения, развитие функций словообразования и словоизменения, развитие умения морфологического анализа слова, работа над однокоренными словами, закрепление грамматических форм письменной речи.

7. Смешанная. У ребенка на письме наблюдается комбинация нескольких видов дисграфии.

Коррекция. Уточнение, какие виды дисграфии представлены. Работа над каждым видом, как описано выше.

Дисграфия поддается коррекции. Однако родители должны быть готовы, что им придется потратить достаточно много сил на борьбу с ней. В обычных школьных условиях борьба с патологией осуществляться не может. Нарушение требует квалифицированной логопедической помощи. Работая с ребенком, у которого выявлена дисграфия, важно не заставлять его раз за разом исправлять допущенные ошибки, а научить не делать их. По этой причине все выполненные задания родители должны проверять самостоятельно. Упражнения должны выполняться систематически. Только при соблюдении этого условия они принесут ребенку пользу.

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р’] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Такое явление чаще всего наблюдается при длительной жизни за рубежом.

Упражнения при дисграфии у школьников 1-2 класса

Автор: учитель – логопед Сурова Нонна Автандиловна

МОУ СОШ №13 Г. Подольск

Дисграфия – такое нарушение, которое выражается в стойких специфических (т.е. не связанных с применением орфографических правил) ошибках. Возникновение этих ошибок никак не связано с нарушением интеллектуального развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения (частые пропуски по болезни).

Специфические ошибки обнаруживаются практически во всех типах письменных работ: диктанты, списывание, сочинения. Согласно современным научным подходам в логопедии выделяют следующие виды дисграфий: оптическая, артикуляторно-акустическая, на основе нарушения фонемного распознавания, аграмматическая и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Эффективность коррекционной работы связана с установлением вида дисграфии, механизмов ее обуславливающих и подбора соответствующих методик коррекции.

Одним из проявлений оптической дисграфии является зеркальное письмо.

Если данное нарушение письменной речи не исправить, это приведет к развитию значительных трудностей в обучении.

Именно поэтому достаточно много исследователей занимается данной проблемой: И.Н.Ефименкова, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Е.А.Логинова, Л.Г.Парамонова, И.Н.Садовникова, Е.Ф.Соботович, О.А.Токарева, С.Б.Яковлев.

Цель профилактической и коррекционной работы – рассмотреть специфику оказания логопедической помощи старшим дошкольникам и младшим школьникам с различными видами зеркальных ошибок письма– психолого-педагогические условия оказания логопедической помощи младшим школьникам с различными видами зеркальных ошибок письма .

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме преодоления зеркальных ошибок письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы

2. Разработать рекомендации по оказанию логопедической помощи младшим школьникам с различными видами зеркальных ошибок письма.

Менее изученными являются расстройства письма, нередко проявляющиеся у детей с нормальной устной речью и обусловленные недоразвитием оптико-пространственных и временных представлений, особенностями зрительно-моторной координации и межполушарных взаимодействий ([11], [18], [29], [18]). Эти особенности нередко приводят к возникновению оптической формы дисграфии ([11], [7], [24], [15], [11], [10] и др.). К оптической форме нарушений письма традиционно относят и зеркальное письмо.

Зеркальное письмо наблюдается у детей 5-и – 7-и лет, независимо от того, являются ли они правшами или левшами. У большинства из них зеркальные ошибки носят физиологический характер и постепенно исчезают, то есть это явление может наблюдаться на определённом этапе формирования графо-моторного навыка письма у подавляющего большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста. У части детей зеркальные ошибки приобретают стойкий характер на протяжении всего процесса обучения письму и диагностируются как дисграфические ([15], [16], [23], [16], [27]).

Точные данные о частоте и динамике зеркальных ошибок письма у учащихся младших классов практически отсутствуют. Также не существует единой точки зрения на этиологию и механизмы зеркальных ошибок письма, однако многие авторы отмечают связь данного явления с недоразвитием оптико-пространственных представлений, особенностями индивидуального латерального профиля и зрительно-моторной координации детей в процессе письма ([25], [5]).

Под зрительно-моторной координацией понимаются различные формы взаимодействия между движениями глаз и руки ([16], [22] и др.).

По мнению А. Р. Лурия, необходимым условием для успешного овладения навыком письма является сформированность содружественных движений руки и глаз в верхне-нижнем, лево-правом направлениях и против часовой стрелки.

Рекомендации по профилактике и коррекции зеркальных ошибок письма у детей

на логопедических занятиях.

Исходя из анализа научной литературы можно дать следующие методические рекомендации по логопедической работе с детьми, имеющими зеркальные ошибки.

Такая деятельность должна включать в себя два основных направления: общие для всех детей задания и дифференцированные, в зависимости от вида зеркальных ошибок.

Общее направление – это деятельность, которая рекомендована исследователями по коррекции оптической дисграфии: работы по формированию оптико-пространственных и временных представлений, а также зрительно-моторной координации.

При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо:

  • Уточнить и расширить объем зрительной памяти.
  • Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.
  • Развивать зрительный анализ и синтез.
  • Развивать зрительно-моторные координации.
  • Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
  • Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

  • ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. [24];
  • конструировать и реконструировать буквы из элементов [19];
  • ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;
  • проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Коррекционная работа проводится в четыре этапа.

1-й этап. Организационный.

Цели и задачи:

  1. Проведение первичного обследования.
  2. Оформление документации и планирование работы.
  3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное), выступления на родительских собраниях и т.д.

2-й этап. Подготовительный.

Цели и задачи:

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

  • Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б )развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

  • Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза.

Читайте также:  Бидоп: инструкция по применению, цена, аналоги

3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом – геометрические фигуры и лишь затем – буквы).

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.

Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

Развитие зрительно-моторных координации.

Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий по альбому 1.

3-й этап. Основной.

Цели и задачи:

  • Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
  • Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
  • Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Дифференциация гласных букв:

а) изолированно (написание);

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация гласных и согласных букв:

б) в слогах и словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетании;

г) в предложениях и тексте.

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2.

4-й этап. Заключительный.

Цели и задачи:

  • Закрепление полученных навыков.
  • Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

В зависимости от вида зеркальных ошибок коррекционная деятельность логопеда должна строиться по-разному. Ниже показано, на что в большей степени должен обращать внимание логопед в своей деятельности, работая с детьми, имеющими различного вида зеркальные ошибки.

При проведении работы по преодолению нарушений, выраженных в смешении букв, имеющих оптическое сходство, проводится уточнение оптико-пространственных представлений ребёнка и работа по различению конкретной пары букв, которые смешиваются в письме данного школьника.

При коррекции реверсии формы, выраженной в смешении букв, имеющих кинетическое сходство спецификой работы является то, что большое значение уделяется уточнению способа начертания букв и их многократному прописыванию: обведение трафаретных букв, написание буквы по схеме, самостоятельно.

При работе над образом каждой буквы выделяется количество зрительных элементов и количество двигательных элементов при написании букв.

Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок, связанных с неправильным написанием букв при письме (зеркальное написание букв, неправильное расположение элементов букв, «абсурдное» написание букв и т.д.), следует подробнее рассмотреть эти буквы.

Полезно вместе с ребенком проговорить план написания буквы (сначала. затем. ), обратить его внимание на сходство и различие элементов буквы (таблица 2.6.)

Таблица .(2.6) Профилактика ошибочного написания букв

Предложить ребенку конструировать буквы из палочек разной длины и полукругов по образцу, обводить буквы, написанные пунктирными линиями и снабженные стрелками, показывающими, откуда начинать и куда вести линию (в в соответствии с рисунком 2.8).

Рисунок 2.8 – Складывание букв из спичек

При объяснении написания новой буквы важно использовать как традиционные приемы — показ процесса письма и объяснение способов написания, списывание с образца и др., так и нетрадиционные — написание букв пальчиком на спине или ладошке ребенка, работа с объемными буквами из шероховатого материала с целью формирования образа буквы в сознании за счет тактильных ощущений и кинестетической памяти, штрихование «толстой» буквы, обведенной по шаблону.

Хорошим приемом является сравнение буквы. Например, можно сравнивать букву б с очертаниями белки (хвост направлен вверх), а букву д – с очертаниями дятла (хвост направлен вниз, когда он лечит дерево), (в соответствии с рисунком 2.9).

Рисунок 2.9 – Рисунки для сравнения букв б и д, сходных с очертаниями белки и дятла

Работа, направленная на коррекцию порядка букв в слове, наряду с развитием пространственных и временных представлений, проводится в следующей последовательности:

  • сначала отрабатывается порядок фигур, предметов, картинок (то есть, используется невербальный материал);
  • после этого проводится отработка последовательности букв в слогах и словах, слогов в словах различной слоговой структуры (то есть используется более сложный вербальный материал).

Kроме работы по развитию оптико-пространственных и временных представлений, основное внимание уделяется уточнению направления движения руки во время написания отдельных букв.

Графическому воспроизведению направлений можно тренировать сначала в показе детей рукой в пространстве, чтении направлений по стрелкам, работе в тетрадях, заранее размеченных логопедом. Например, обозначают четыре точки (в соответствии с рисунком 2.10) и просят поставить знак “+” (стрелку) от первой точки – снизу (вниз), от третьей – слева (влево), от четвертой – справа (вправо).

Рисунок 2.10 – Рисунки для графического воспроизведения направлений

Чтоб ребенок писал в правильном направлении (слева-направо) можно использовать специальные значки, привлекающие его внимание к началу строки и направлению дальнейшей работы с помощью красной стрелки (в соответствии с рисунком 2.11).

Рис. 2.11. – Обозначение в тетради начала письма и его направления.

Как было показано выше, важно проводить профилактику зеркальных ошибок еще в дошкольном возрасте у детей, которые входят в группу риска, то есть, как показал наш эксперимент, имеют перекрестный и смешанный типом латерализации.

При разработке основных направлений профилактической деятельности ориентир был на общие рекомендации по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников [23, 39 и др.] и причин зеркальных ошибок:

  • недостаточная сформированность пространственного восприятия,
  • нарушения в развитии зрительно-моторных координаций.

Главным образом, это касается формирования пространственных представлений у детей. Именно их недоразвитие лежит в основе зеркальности. В первую очередь, дошкольника нужно научить соблюдать «правило направления ряда».

Так, например, можно предлагать задания на рисование линий и штриховку, что важно делать слева направо (в соответствии с рисунком 2.12, 2.13). На аппликации можно выкладывать узоры, при этом начинать следует с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, спустившись ниже, продолжать узор от левого края к правому, по той же схеме. Для выполнения подобных заданий вводят маркировку левой руки воспитанника, которая становится для него опорой в дальнейших манипуляциях с внешним пространством (ведь познание пространства начинается с собственного тела).

Рис. 2.12 – Задание на рисование линий (слева-направо)

Рис. 2.13 – Задание на обведение линий (слева-направо)

Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

Начинать лучше с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.

Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.

Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п. Начинать работу с таким ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно.

Так как базовым для пространственных манипуляций является пространство нашего тела, то весьма полезно на физкультурных занятиях, в ходе подвижных игр отрабатывать с такими детьми растяжки, ползание и хождение па четвереньках, одно- и разнонаправленные движения всеми «конечностями и др.

Анализ рекомендаций специалистов, дает нам возможность выделить следующие приемы и упражнения для профилактики «зеркального» письма у дошкольников:

  • воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
  • сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма,
  • обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием),
  • написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево) (в соответствии с рисунком 2.14).

Рис. 2.14. – Образцы графических диктантов для дошкольников

в в словосочетаниях;.

Профессиональная диагностика

Цель диагностики — дифференцирование дисграфии от обыкновенной безграмотности, а также выявление формы данной патологии.

Обследование проходит поэтапно и включает в себя:

  • анализ письменных работ;
  • оценка общего развития и речевого развития в частности;
  • анализ состояния ЦНС, органов зрения и слуха;
  • исследование артикуляционного аппарата, речевой моторики.

Анализ письменной речи осуществляется при помощи таких заданий:

  • переписывание напечатанного текста и, написанного от руки;
  • диктант;
  • описание сюжета по рисунку;
  • чтение вслух.

После того, как будут выявлены специфические ошибки, составляется протокол и специалист делает вывод.

В данном случае огромную роль будет играть ранняя диагностика, это позволит начать коррекцию на начальных стадиях развития отклонения, если соответствующие меры не будут приняты в детстве, симптомы дисграфии могут наблюдаться во взрослом возрасте.

Упражнения для деток младшего школьного возраста.

Причины дисграфии у ребёнка и методы её коррекции

При дисграфии дети допускают простые ошибки при письме, которые являются исключительно следствием нефатальных проблем речевого аппарата.

Дисграфия — это нарушение письма, проявляющееся в замене или пропуске букв, слогов, слов; соединении слов в предложении или неправильном их разделении и других видах. Если говорить простым языком, то ребёнок делает непонятные, повторяющиеся ошибки на письме, которые не устраняются без специальной коррекционной работы с логопедом.

Сегодня всё чаще это нарушение письменной речи встречается у детей. Согласно проведённым исследованиям, дисграфия у детей встречается в 80% всех случаев у школьников начальных классов и в 60% – у учащихся средних классов. Специалисты связывают такую устойчивую форму речевого нарушения с тем, что многие дети, поступающие в первый класс, уже имеют или фонетико-фонематические нарушение, или общее недоразвитие речи. Такие нарушения не позволяют ребёнку в полной мере овладеть грамотой.

При ярко выраженном расстройстве письменной речи принято говорить об аграфии, т. е. полной неспособности к письму. Очень часто нарушение письма сопровождается ошибками в чтении (дислексией или алексией).

Виды дисграфии.

При оптической дисграфии:

  • рисовать, складывать буквы из счетных палочек или спичек, лепить буквы из пластилина, обводить их и дорисовывать;
  • заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв и их направление, например, «[Щ] — как щетка — три щетинки, даже ручка есть на спинке»;
  • угадывать буквы по написанию в воздухе или на ладошке ребенка;
  • обсуждать и “оречевлять” схему написания буквы: из каких частей состоит буква и куда смотрят части букв (например, буква [К] — длинная вертикальная палочка это «спинка», из середины «спинки» вправо идут 2 короткие палочки — одна наискосок вверх «рука», другая наискосок вниз «нога» .

Одновременно надо развивать внимание ребенка, используя упражнения на зрительно-пространственную координацию (письменные и устные):

  • сравнить две картинки и найти отличия, употребляя такие выражения, как слева, справа, вверху, внизу, в левом верхнем углу и т.д;
  • пройти по лабиринту;
  • дорисовать недостающие детали;
  • продолжить узор;
  • запомнить и повторить предметы, нарисованные на листе бумаги и т.п.

запомнить и повторить предметы, нарисованные на листе бумаги и т.

Добавить комментарий